PDA

Просмотр полной версии : 19-20.03.16 - Юрьев-Польский и Суздаль (Владимирская обл.) [Часть 1]


Shel
22.03.2016, 16:00
19-20.03.16 - Юрьев-Польский и Суздаль (Владимирская обл.)

Часть 1
http://i.gpslib.ru/lib/7/2/6/62743_informer.png (http://www.gpslib.ru/tracks/info/62743/19-20.03.16---YUrev-Polskiy.html)

Наступила весна, мы никуда не катались аж с новогодних праздников. Сидеть на месте уже не было сил и мы решили куда-нибудь скататься. Выбирали место куда поехать очень долго. Выбор пал на Юрьев-Польский. Гостиницу мы забронировали дня за 4 до выезда.
В субботу встали пораньше и выехали в 6:00

В ночь на субботу температура упала и выпало немного снега. Утром конечно было очень скользко.

Когда уже ехали по Владимирской области, начали понимать, что весной тут даже и не пахнет. Если в Москве и в Коломенском районе в полях снега очень мало, то во Владимирской области даже нет намеков на таяние.

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76620.jpg

В полях полно снега. Погода больше похожа на январскую или февральскую, но никак не на мартовскую.

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76627.jpg

Сразу в Юрьев-Польский не поехали, решили посмотреть две деревни, которые находятся недалеко от города.
Первая деревня была Кузьмадино.
Тут сохранилась Церковь Космы и Дамиана 1803г.

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76623.jpg

Кирпичная церковь, построенная в 1803, сочетающая традиционную компоновку объемов с декором в стиле классицизма. Трехсветный одноглавый четверик с трапезной, в которой помещался Никольский придел, и колокольней. Закрыта не позже 1930-х, колокольня сломана. Пустует, в тяжелом техническом состоянии.

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76631.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76626.jpg

Церковь Святых бессеребренников Козьмы и Дамиана
Село Кузьмадино на берегу р. Колокши в двух километрах от Юрьева-Польского ещё в начале XX в. называлось Козьмодамианское. Это одно из древнейших поселений Суздальской области, оно основано в XIII-XIV в.в. В XIV в. Козьмодамианское по документам значилось вотчиной князей московских. Димитрий Тоаннович Донской (1350-1389) духовной грамотой от 1389 г. завещал село сыну Юрию Димитриевичу (ок. 1374-1434), удельному князю Звенигородскому, в 1433 и 1434 г.г. великому князю московскому. Великий князь Василий Васильевич духовной грамотой от 1462 г. завещал село супруге, Марье Ярославовне (ум. 1484). В 1597 г. село было пожаловано Троице-Сергиевому монастырю, во владении которого оставалось до 1764 г. Потом оно было в ведении Коллегии экономии.

В грамотах XIV и XV в.в. Козьмдамианское ,или Кузмодемьянcкое, называется село, что указывает на существование уже тогда храма. В патриарших отказных книгах за 1612 г. сказано: «В селе храм Козьма и Дамьян, а у церкви поп Сидор, да крестьянских 7 дворов, бобыльских 4 двора…». В 1803 г. усердием прихожан вместо деревянной церкви построена каменная, с каменной колокольней. Главный храм освящён во имя Святых бессеребренников Козьмы и Дамиана, придельный теплый – во имя Святителя Николая Мирликийского.

Причт состоял из священника, диакона и псаломщика.С 1893 г. в селе существовала церковно-приходская школа. К Козьмодамианскоой церкви в 1829 г. была приписана Тоанно-Богословская (деревянная, построенная заново в 1866 г.) с. Колокольцева (Родионово тож), уничтоженная в советское время.

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76695.jpg

Внутри сохранились остатки фресок.
https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76686.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76630.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76688.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76692.jpg

Протокол заседания Малого Президиума Облисполкома Ивановской промышленной области, от 2 марта 1930 года. § 53.

СЛУШАЛИ: О ликвидации церкви в с. Кузмадино Юрьев-Польского района Александровского округа. 19/157.
ПОСТАНОВИЛИ: Принимая во внимание, что граждане села Кузмадино на своем общем собрании вынесли постановление о закрытии указанной церкви и о передаче ее под культурно-просветительные цели - договор с группой верующих на пользование этой церковью расторгнуть и передать последнюю в ведение сельсовета для использования в соответствии с желанием населения.

Протокол заседания Малого Президиума утвержден на заседании Президиума № 29 от 05 марта 1930 г. § 31.

ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 19. Л. 39.

Следующая деревня, в которую мы поехали, называется Ильинское.
По приезду на место, нас прибежал встречать местный житель.
https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76697.jpg

Тут стоит Церковь Иоанна Богослова 1792г.

Кирпичная церковь с традиционной объемной компоновкой и декором в духе классицизма, построенная в 1792 году. Трехсветный одноглавый четверик с трапезной, в которой находился Ильинский придел, и трехъярусной колокольней. Закрыта не позже 1930-х. Пустует в тяжелом техническом состоянии.

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76708.jpg

Село Ильинское было вотчиной московских патриархов. В книгах Патриаршего казённого приказа записано: «Церковь Святого пророка Илии в государеве патриарше вотчине в селе Ильинском в одноряд дани 2 алтына 5 денег, десятильнича гривна и апреля 14 день на нынешний 137 (1629) год те денги взяты впервые». В 162 г. (1654) по новому дозору положено дани 2 рубля 5 денег.

В 1643 г. в Ильинском по указу патриарха Иосифа (возглавлял Церковь с 1642 по 1652 г.) была построена новая деревянная церковь с двумя престолами: в честь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и Святого пророка Илии. Постройкой заведовал архимандрит Юрьевского Архангельского монастыря Дионисий. В новопостроенный храм патриарх Иосиф пожертвовал «и образы, и книги, и колокола и всякое церковное строение».

Интронизация патриарха Иосифа состоялась 27 марта 1642 года. Строгое исполнение церковных уставов и узаконений стало характерной особенностью его служения. Вступив на патриаршую кафедру, он обратился к духовенству и мирянам с первосвятительским поучением, состоявшим из трёх частей, в которых содержалось обращение к епископам, к царю и боярам и к рядовым священнослужителям. В 1643 г. патриарх Иосиф защищал православие в прениях с лютеранским пастором Фильгобером, приехавшим в Москву с датским принцем Вольдемаром. При Иосифе издано 36 наименований книг, из которых 14 ранее на Руси не издавались. Были обретены святые мощи преподобного Кирилла Новоезерского (1648), преподобного Саввы Сторожевского Звенигородского (1652), благоверного великого князя Георгия Всеволодовича (1645). На пожертвования патриарха Иосифа для мощей святого князя Георгия Всеволодовича была устроена серебряная рака во Владимирском Успенском соборе. В 1647 г. в Царёво-Кокшайске была явлена чудотворная икона жен-мироносиц и на месте её явления воздвигнут храм. 5 апреля 1652 г. в Москву перенесены мощи патриарха Иова. Большое внимание уделял патриарх Иосиф делу духовного просвещения, в 1649 г. в Москве открылось духовное училище при Андреевском монастыре. На земском Соборе 1651 г., созванном по вопросу о воссоединении Украины с Россией, патриарх проявил себя подлинным патриотом и решительно высказался за скорейшее воссоединение. Он скончался 15 апреля 1652 г., искренне оплаканный царём, его ближайшим окружением и народом. Погребён патриарх Иосиф в Успенском соборе, рядом с гробницей первого патриарха Московского Иова, на месте, которое сам указал незадолго до своей кончины.

В 1643 г. причт церковный составляли «поп Савелий Семенов, дьячок Абрамко Васильев и пономарь Стенько Пименов». Под 1669 г. в окладных книгах записано: «В с. Ильинском церковь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святого пророка Илии, во дворе поп Савва с детьми Сенкою, Олешкою, Савкою, тяглых крестьянских 48 дворов, бобыльских 4 двора.

В церкви было старинное евангелие, напечатанное в 1677 г., с надписью: «В честь и хвалу Богознаменитого храма Его и угодников Его Святого Славного Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Святого пророка огнеколесничника Илии, в патриаршу вотчину в село Ильинское тщанием о родительской памяти и своем спасении Чудова монастыря многогрешного старца Макария в вечный поминок, а кто сию книгу от святыя Божия церкви отлучит продаст или заложит и наше обещание ни во что вменит и его со мною за сие судит Бог на втором своем страшном пришествии хотяща воздати комуждо по делом его».

После упразднения патриаршества село поступило в ведомство Синодального приказа.

В1792 г. вместо ветхой деревянной церкви прихожане на свои средства поставили каменную с престолами в честь тех же святых (Апостола и евангелиста Иоанна Богослова и Пророка Божия Илии). При церкви каменная колокольня и ограда. В 1868 г. в главном храме поставлен новый резной позолоченный иконостас, стены расписаны священными картинами. В 1873 г. в Ильинском приделе также поставлен новый иконостас и вызолочен в 1876 г.

Причт состоял из священника и псаломщика. В приходе только с. Ильинское. В селе была земская народная школа.

В советское время храм закрыт и разграблен. Сломана ограда.

https://img-fotki.yandex.ru/get/38067/2820153.101/0_10fa67_7709937b_XL.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76702.jpg

Внутри сохранились остатки фресок.
https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76701.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/38067/2820153.101/0_10fa6c_59524b78_XL.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76707.jpg

Когда вышли из церкви, небо мгновенно затянуло тучкой и начался чуть ли не снегопад.
https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76618.jpg

Доехав до Юрьев-Польского всего несколько километров, снег прекратился и выглянуло солнце.
Заселившись в гостинцу "Юрьевская", которая находится в самом центре, поставили машину на стоянку и пошли гулять по городу.

Немного о городе:
В летописях город первоначально назывался Гюргев или Гергев — по имени его основателя Юрия Долгорукого. Вторая часть названия — от слова «поле», город стоит на суздальском ополье — появилась для уточнения местоположения, из-за существования в этот период других городов с тем же именем: до 1224 года — Юрьева (Тарту), а с 1224 — Юрьева-Повольского (Юрьевца), Юрьева в Поднепровье, расположенного в южной вотчине Суздальских князей (ныне город Белая Церковь).

Параллелизм названий «Юрьев-Польской» и «Юрьев-Польский» зафиксирован, в частности, в виде двух вариантов написания названия города в БСЭ. В настоящее время на всех картах и в официальных документах город именуется Юрьев-Польский.

Сам город был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. По его приказу была сооружена почти круглая крепость, которая была обнесена сохранившимися до наших дней земляными валами высотой до 7 м, с деревянными стенами. В центре крепости, в 1234 году был возведён Георгиевский собор.

С 1212 года Юрьев-Польский — центр удельного княжества, во главе которого встал сын Всеволода Большое Гнездо Святослав. В период его правления в городской крепости основан княжеский Михайло-Архангельский монастырь.

В 1216 году рядом с городом состоялась знаменитая Липицкая битва.

В 1238, 1382 и 1408 годах город разорялся монголо-татарским нашествием. В 1340 году вошёл в состав великого Московского княжества.

Во время смуты начала XVII века Юрьев-Польский был сожжён поляками. С середины XVII века начался экономический рост города, которому способствовало его нахождение на Большой Стромынской дороге, соединявшей суздальские земли с Москвой.

В XVII—XVIII веках был заново отстроен ансамбль Михайло-Архангельского монастыря, в котором выделяются расположенная в западной части монастырской ограды надвратная Богословская церковь 1670 года, а также монументальная шатровая колокольня XVII века и Знаменская трапезная церковь.

с 1708 года — в составе Московской губернии (уездный город с 1778 года), с 1796 года — во Владимирской губернии.

11 июля 1919 года государственные учреждения города были разграблены бандой штабс-капитана царской армии Ефима Скородумова (Юшки).

В 1920 году был основан Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей.

До 2010 года Юрьев-Польский имел статус исторического поселения, однако Приказом Министерства культуры РФ от 29 июля 2010 г. N 418/339 город был этого статуса лишён.

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76624.jpg

Первым делом пошли смотреть Михаило-Архангельский монастырь. Около монастыря стоит памятник основателю города, Юрию Долгорукому.

https://img-fotki.yandex.ru/get/27797/2820153.fe/0_10f9e1_e91f1e54_XXL.jpg

Михайло-Архангельский монастырь — православный мужской монастырь Александровской епархии, ценный архитектурный ансамбль XVII-XVIII веков. Располагается в самом центре Юрьев-Польского в кольце древних земляных валов XII века.
Основан, по не подтверждённому документами преданию, в XIII веке князем Святославом Всеволодовичем.
Первый (не сохранившийся) каменный храм построен в 1560 году. Отсутствие более ранних известий краеведы объясняют тем, что в 1238 году войска Батыя при взятии Юрьева-Польского разорили обитель и почти два века она простояла в запустении.
В монастыре было немало подарков от князя Д. М. Пожарского, у которого недалеко от Юрьева была вотчина — село Большелучинское.

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76709.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76710.jpg

Архимандритский корпус (Братский корпус) XVIII в.

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76716.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76719.jpg

Виднеется Церковь Георгия Победоносца.
https://img-fotki.yandex.ru/get/63971/2820153.fe/0_10f9e5_3b80a0a8_XXL.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76722.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76726.jpg

Колокольня 1685г.
https://img-fotki.yandex.ru/get/45190/2820153.fe/0_10f9e3_d3efd04e_XXL.jpg

Собор Михаила Архангела 1772г и колокольня 1685г.
https://img-fotki.yandex.ru/get/64326/2820153.fe/0_10f9e4_e5bf70d1_XXL.jpg

Чуть дальше стоит деревянная Георгиевская церковь из села Егорье (1718г.) была перенесена в монастырь в 1967-1968 годах Л.В. и В.М. Анисимовыми. Эта церковь – все, что осталось от древнего Георгиевского монастыря, первое упоминание о котором относится к 1565 году. Церковь небольшая, но стройная и изящная, и она прекрасно вписалась в общий монастырский ансамбль.

https://img-fotki.yandex.ru/get/38067/2820153.fe/0_10f9e6_67389ef9_XXL.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76734.jpg

Рядом стоит надкладезная часовня XVIII в.
https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76738.jpg

Потом сходили на колокольню. С нее открываются красивые виды на город и монастырь.
https://img-fotki.yandex.ru/get/40777/2820153.101/0_10fa8e_d170baeb_XL.jpg

В колокольне, находится монашеская келья.
https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76744.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76746.jpg

Забрались на самый верх.
https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76755.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/64326/2820153.fe/0_10f9e7_c5855c3c_XL.jpg

Соборный храм во имя Архангела Михаила в монастыре был разрушен в 1408 году во время очередного взятия города, на сей раз Едигеем, и вскоре снова отстроен. В 1535 году здесь значится деревянная церковь Михаила Архангела с приделом Пророка Илии, отстроенная иждивением великого князя Василия Иоанновича.
В 1560 году был построен первый каменный храм, средства на его строительство пожертвовал князь Иван Михайлович Кубенский. В 1636 году храм был с трех сторон окружен папертями, а в конце XVIII века обветшавшее здание было разобрано. Строительство нового собора велось на средства жителей города; работы начались в 1792 году, а закончились в 1806 году. Еще около двух лет продолжалась внутренняя отделка храма, и в 1808 году прибывший специально из Владимира епископ Ксенофонт (Троепольский) освятил новый собор.
Несмотря на время постройки, храм сохраняет черты архитектуры середины XVIII века, а кое-какие – даже века XVII-го. Высокое стройное бесстолпное здание с пятью главами богато украшено рустовкой, сочетающейся с резными карнизами и фризами.
В соборе хранился образ Михаила Архангела, который в 1812 году настоятель монастыря Никон дал с собой 5-му полку Владимирского ополчения. Образ прошел всю войну и в 1814 году возвратился в монастырь.
В Михайло-Архангельском соборе были погребены многие настоятели монастыря, в том числе здесь находится гробница сына основателя монастыря, схимонаха князя Дмитрия Святославича, который скончался в 1269 году. В храме по сей день сохранились две старинные монастырские иконы, почитающиеся чудотворными. В советское время внутреннее убранство собора было уничтожено.
В советское время монастырь был закрыт, и архимандритский корпус отдали под музей, но не сразу, а только при содействии известного архитектора и реставратора П.Д. Барановского. В остальных зданиях расположились различные учреждения, так, например, в соборе устроили мельницу. Постепенно все же музей занял весь комплекс монастыря, и в наши дни продолжает оставаться там. В его экспозициях отражена вся история Юрьевского ополья, собрано множество икон и картин, предметов искусства и быта.

https://img-fotki.yandex.ru/get/67698/2820153.fe/0_10f9e8_b467c3dd_XL.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76766.jpg

В западной линии ограды расположена надвратная церковь Иоанна Богослова (построена в 1670 году) со Святыми воротами в нижнем ярусе (построены чуть раньше, в 1654 году; памятник реставрирован в 1963 г. А.Д.Варгановым и В.М.Анисимовым). Святые ворота в нижнем ярусе представляют собой своеобразный портик с четырьмя арочными пролетами на мощных восьмигранных столбах-тумбах, двумя сводчатыми въездами и двумя входами.
Над ними, во втором этаже — охватывающая храм с трех сторон паперть с поясом ширинок и украшенными арочными бровками окнами. Пятиглавый храм с широким карнизом и тремя кокошниками на каждом фасаде по сравнению с сочной пластикой паперти несколько беден и сух. Его строитель был мастером менее умелым, чем суздальские зодчие; в его руках тройные угловые полуколонки приобрели вид простых толстых столбиков, разделенных стойками из ромбов. Но в целом он создал достаточно торжественный и красивый центр лицевой стороны ограды и парадный вход в монастырь.
Церковь очень гармонично перекликается с более поздним собором Михаила Архангела (не исключено, что собор строили с учетом облика этой красивой и изящной церкви). Тесно посаженные главы на тонких барабанах придают храму дополнительную устремленность ввысь. Сейчас реставрируется.

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76760.jpg

После сходили в краеведческий музей, который расположен в монастыре, в церкви иконы Божией Матери "Знамение" XVII в.

Южную сторону монастырского двора занимает Знаменская церковь. Трапезная церковь Иконы Божией Матери «Знамение» была построена в 1625 году и реставрирована в 1963 г. А.Д.Варгановым.
Она имеет обычную для построек XVII века этого типа планировку и конструкцию. Это простой невысокий храм с обширной трапезной палатой. Здание двухэтажное, в западной части которого обширный квадратный зал одностолпной трапезной палаты. Низ служил хозяйственным целям, его план повторен в верхнем этаже. В западной части — обширный квадратный одностолпный зал трапезной палаты; к ней с востока примыкает узкое помещение церкви, сообщающейся с палатой большой аркой и двумя широкими окнами; далее — алтарь.
Интерьер производит сильное впечатление своей простотой и внушительностью. С запада к трапезной примыкает келарская палата, выступающая во двор монастыря. На эту парадную сторону зодчий обратил особое внимание, поместив в центре фасада палаты портал входа, к которому вела со двора лестница каменного крыльца. Напротив, обращенные к хозяйственной территории монастыря фасады сделаны с меньшим интересом к ним. Апсиды слились в широкую криволинейную плоскость, очень наивны наличники окон с их завершениями из треугольников, входящих в бедный карниз. Верх здания переделан в позднейшее время.
Этот большой комплекс соединяется переходом с каменными архимандритским и братским корпусами, которые были выстроены в 1763 году.

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76727.jpg

Музей довольно интересный.
https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76768.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76771.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76775.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76776.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76778.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76786.jpg

В музее хранится карета, в которой везли раненого князя П.И. Багратиона с Бородинского поля к родственникам в с. Сима.

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76790.jpg

Интересная история про то, как эту карету хотел забрать какой-то крупный музей, но ее не отдали.
Когда она уже стояла приготовленная к транспортировке, тогдашний директор музея приказал разобрать стену на втором этаже в Знаменской церкви (где сейчас находится карета) и сделать пандус из досок. Карету закатили на второй этаж, а стену заложили назад. После реставраторы не разрешили разбирать карету, что бы вынести ее. Так она и осталась в Юрьев-Польском.

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76767.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76769.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76770.jpg

Прошлись по другим экспозициям.
https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76787.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76791.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76788.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76792.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76797.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76812.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76815.jpg

Осмотрев монастырь, пошли гулять по городу.
https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76821.jpg

Недалеко от монастыря находится Собор Георгия Победоносца 1230г.
https://img-fotki.yandex.ru/get/26001/2820153.fe/0_10f9e9_7e6f9f1_orig.jpg

Один из самых поздних сохранившихся на Владимирской земле памятников белокаменной архитектуры доордынского нашествия. В неизменном виде сохранилась часть стен, покрытых нарядной резьбой по камню. На фоне плоского коврового узора выделяются исполненные в высоком рельефе изображения фантастических животных и чудовищ, зверей, птиц, людей. Здесь и львы, и кентавры, и райские птицы-Сирин. Их чисто декоративные фигуры обычно зеркально повторяются, естественно сочетаются с завитками орнаментального узора. Наряду с ними в декор введены изображения евангельских сцен, святых воинов, Богоматери, святого Георгия.

В 1238 г. собор пострадал от набега монголо-татар. В XV в. обрушился и в 1471 г. был восстановлен московским архитектором В.Д. Ермолиным, присланным специально для этого Иваном III. Увидев лишь груду белокаменных блоков да остатки стен, Ермолин смог лишь облицевать фасады резными камнями, расположив их как бог на душу положит и превратив собор в каменную загадку.

В соборе много исторических памятников. Между прочих, гробница великого князя Святослава Всеволодовича, скончавшегося в 1252 г.

https://img-fotki.yandex.ru/get/63842/2820153.fe/0_10f9ef_4b5f0222_orig.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/41207/2820153.fe/0_10f9f0_454928e9_XL.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76841.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76852.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/64326/2820153.fe/0_10f9eb_50c0937_orig.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/26001/2820153.fe/0_10f9ed_21a0bc14_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/66932/2820153.fe/0_10f9ea_fc7a7b7e_orig.jpg

В последующие столетия восстановленное Ермолиным здание не раз подвергалось новым изменениям и обстройкам. В 1781 году к храму была пристроена четырёхярусная колокольня, в 1817 году расширили Троицкий предел, который превратился в полноценный храм, в 1827 году с южной стороны была пристроена ризница. Древний храм буквально утонул в позднейших пристройках. Печальное состояние древнего памятника церковного зодчества обратило на себя внимание специалистов по культуре Древней Руси. В частности об этом с сокрушением писал Н. П. Кондаков. Стараниями протоиерея Александра Георгиевича Знаменского, который был настоятелем храма с 1889 по 1917 год, древний храм был освобождён от пристроек XVIII - XIX веков, а вместо гипертрофированного Троицкого придела поблизости был построен новый Троицкий собор (освящён в 1915 году).

https://img-fotki.yandex.ru/get/69376/2820153.108/0_10fbe3_7681dc5_orig.jpg

Видимо, первое на Руси изображение слона находится среди уникального каменного убранства Георгиевского собора в городе Юрьеве-Польском (во Владимирской области) и датируется серединой XIII века.
В 1234 году Святослав, сын Всеволода III Большое Гнездо, по словам летописца, построил «церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху». В XV веке здание частично обрушилось (летопись говорит о землетрясении: «Маия 3 потрясёся земля и церкви расседоша»). Вскоре собор был отстроен заново, причём в стены нового здания были вмонтированы первоначальные «резные каменья». Видный историк древнерусской архитектуры Вольфгáнг Кавельмáхер пишет: «…здание собора сложено с удивительным вкусом и потрясающим, почти внеархитектурным мастерством. Напоминающие восточные ткани орнаменты, подобно прозрачной паутине, наброшены на его стены и уступы. Посреди них, как вправленные в оклады полудрагоценные камни, выступают свернувшиеся клубками мифологические звери…». Откуда же на выдающемся памятнике древнерусского зодчества взялся слон? Принимая во внимание ряд особенностей изображения (заячьи уши, завитки шерсти и устрашающие когти), приходится признать, что художник срисовывал диковинного зверя не «с натуры», а руководствовался описаниями и иллюстрациями из византийских и персидских манускриптов.

https://img-fotki.yandex.ru/get/70872/2820153.fe/0_10f9f1_9808db69_XL.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76851.jpg

Прогулялись по старинным торговым рядам. Погода потихоньку начала портиться.
https://img-fotki.yandex.ru/get/71764/2820153.ff/0_10fa04_36b176f6_orig.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/43443/2820153.ff/0_10fa00_b514f6f4_orig.jpg

Т.к. было уже 14 часов, решили найти кафешку, пообедать. В кафе рядом с гостиницой был банкет, поесть там не удалось. Но вот зато в другом кафе, называется оно "Багратион", поели отлично. Цены демократичные и народу не было совсем.

После кафе продолжили прогулку, на улице опять светило солнышко.
Дошли до церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Никиты 1769г

https://img-fotki.yandex.ru/get/27797/2820153.fe/0_10f9f3_ec4d8f60_orig.jpg

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы 1769г.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Юрьеве-Польском была построена в 1769 году. Храм на этом месте известен с 1712 года. Его построил монах Михайло-Архангельского монастыря Кирилл, да не просто построил, а возвел рядом несколько деревянных келий для нового девичьего Покровского монастыря. Однако долго монастырь тут не просуществовал, четыре инокини были переведены в Введенский монастырь, а церковь осталась стоять на берегу Колокши не у дел. В прошении юрьевского повытчика Григория Меньшикова к Святейшему Синоду указывается, что монастырь здесь существовал до литовского разорения, а также сообщается о запустении девичьей обители. Предлагалось даже перенести церковь отсюда. Деревянная Покровская церковь была вскоре превращена в приходскую. В 1768 году храм «по недосмотру пономаря и дьячка» полностью сгорел, но жителям окрестных домов удалось спасти из огня книги, ценную утварь и иконы. Год спустя прихожане перестроили свой храм в камне. Это здание и сохранилось до наших дней: высокая пятиглавая церковь с многочисленными резными украшениями по фасадам и красивыми наличниками на окнах. В ней было устроено три престола: главный в честь Покрова Пресвятой Богородицы и два теплых.

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76865.jpg

Церковь Святого Никиты Мученика в Юрьев-Польском была построена в 1796 году, также прихожанами Покровской церкви. Храм получился очень красивым, изящным и ярким, сейчас в этом ансамбле он привлекает, пожалуй, даже больше внимания, чем более старинная и интересная Покровская церковь. Никитская церковь выстроена в стиле классицизм, с трех сторон входы в нее украшают пышные портики с колоннами. Особенно хорош высокий барабан с рядом узких и высоких окон, обеспечивающих превосходное освещение храма. Барабан увенчан небольшим куполом, живописно дополняющим весь облик храма и придающим ему устремленность ввысь.

В советское время храмы еще долго оставались действующими. Но в 1941 году было принято решение об их закрытии, и в красивых зданиях расположилась автостанция и авторемонтная мастерская.

Снова богослужения начались в Никитском храме только в 1988 году, и с этого момента красивый комплекс стал возрождаться к жизни.
https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76869.jpg

Старое фото:
https://img-fotki.yandex.ru/get/64326/2820153.108/0_10fbe4_bc322eff_orig.jpg

Не успели мы отойти от церкви и на 200 метром, как повалил снег)
https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76636.jpg

И через 15 минут опять солнце. Погода, что с тобой?)))
https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76638.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76641.jpg

Введенский Никоновский мужской монастырь 1666г.
В 1666 г. в монастыре была построена каменная церковь во имя преп. Никона, Радонежского чудотв., с придельным престолом св. и чудотв. Николая. Отдельно же существовавшая деревянная Николаевская церковь была упразднена. В 1685 г. снова была построена отдельная деревянная церковь во имя Николая чудотв. и стояла до 1710 г., а в этом году, во время бывшего в Юрьеве пожара, сгорела. В том же пожаре сгорела и соборная деревянная монастырская церковь Введения Пресвятой Богородицы. От этого пожара в монастыре сохранилась только одна Никоновская церковь.

В 1725 г. к Никоновской церкви был пристроен, вместо сгоревшей Введенской церкви, каменный придел в честь Введения Пресвятой Богородицы, но в 1763-66 гг. усердием игуменьи монастыря Агафии и прихожан снова была построена соборная церковь в честь Введения Богородицы, зданием каменная, пятиглавая. С построением ее в Никоновской церкви Введенский престол был переименован в Николаевский престол.

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76874.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76867.jpg

Храмовый комплекс. Церкви Рождества Христова 1700г и Бориса и Глеба 1792г.

В описи г. Юрьева 1613 и 1760 гг. церковь Рождества Христова не упоминается, следовательно, основание ее можно отнести лишь к концу XVIII ст. Антиминс 1792 г., сохраняющийся в церкви, по всей вероятности, дан был в новопостроенную церковь Рождества Христова. В этой церкви, зданием каменной, пятиглавой, три престола, и все холодные: главный – Христорождественский, придельные – во имя св. бессребр. Космы и Дамиана и во имя св. вмц. Параскевы.

Позднее, в 1808 г., усердием прихожан построена отдельно теплая церковь, каменная, с одним престолом – в честь св. князей Бориса и Глеба. Колокольня каменная, на ней имеются часы. Церкви и колокольня обнесены каменною оградою с железными решетками. В церкви хранятся документы: копии метрических книг с 1781 г., исповедные росписи с 1829 г.; опись церковного имущества составлена в 1880 г.

При церкви имеется усадебная земля в количестве 2170 кв. саж.; план на землю и межевая книга имеются и хранятся в церкви. Причт: священник, диакон и псаломщик. Годовое содержание причта: 242 руб. 76 коп. процентов с церковного капитала, от земли 40 руб. и за требоисправления до 971 руб., а всего 1254 руб. Дома у причта собственные. Приход состоит из 60 дворов, душ муж. пола 257, жен. 279.

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76897.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76871.jpg

На улице очень мало народу.
https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76639.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76878.jpg

Церковь Вознесения Господня каменная, построена в 1780 г. на средства граждан г. Юрьева. В ней три престола: главный, холодный – в честь Вознесения Господня, придельные, теплые – во имя св. апост. Петра и Павла и во имя преп. Сергия, Радонежского чудотворца. В 1840 г. при церкви построена каменная колокольня.

При церкви имеется причт: священник и псаломщик. На свое содержание причт получает: 261 руб. 25 коп. процентов с церковного и за требоисправления 577 руб., а всего 840 руб. в год. Дома у причта церковные, деревянные. При церкви имеется церковно-приходская школа и помещается в особо устроенном доме.

В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г.

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76881.jpg

Рядом, разрушенный Петропавловский монастырь 1874г.

Петропавловский монастырь «близ города Юрьева» существовал с XVI века как мужская обитель. Во время «литовского разорения» он был разрушен и сожжен. По другим сведениям, он был основан в XVII веке митрополитом Суздальским и Юрьевским Иларионом, а позднее пришел в упадок. Долгое время монастыря здесь не было. Деревянная приходская церковь Петра и Павла на этом месте была заново отстроена в XVII веке и около двух столетий существовала под постоянной угрозой закрытия и даже сноса, однако каждый раз происходило что-либо, что спасало храм. В начале XIX века церковь значится «стоящей на кладбище». В 1825 году юрьевцы подали прошение в губернское правление о сносе ветхой Петропавловской церкви. Храм был передан Михайло-Архангельскому монастырю, и по указу Синода в 1830 году окончательно обветшавшую церковь снесли. Некоторое время здесь была пустошь, отошедшая в собственность крестьянам соседнего села Федосьина. Землю эту выменял у крестьян юрьевский купец Петр Бородулин, решивший возобновить храм.

В 1843 году неподалеку от городской заставы началось грандиозное строительство. Купец Бородулин получил разрешение построить здесь новый большой храм во имя Петра и Павла. Здание получилось поистине великолепным, таким, какого в Юрьеве-Польском еще не было. Однако огромный новый пятиглавый храм Петра и Павла, с массивным световым барабаном в центре, с четырьмя главами (тоже на световых барабанах) по углам, с огромными, высокими порталами, в византийском стиле, с тремя престолами оказался еще почти на двадцать лет без прихода. Новую жизнь ему дал большой городской пожар 1871 года, уничтоживший женский Введенский монастырь. Оставшиеся буквально на улице монахини получили разрешение занять Петропавловскую церковь, ставшую впоследствии соборным храмом монастыря. С 1874 года обосновавшаяся на новом месте обитель официально стала называться Петропавловской. Успенская теплая церковь монастыря была построена примерно в это же время. Сейчас ее трудно распознать в оставшихся руинах, заросших деревьями и кустарником, а тогда это была довольно просторная красивая церковь в неорусском стиле, увенчанная одной главкой на шатровом завершении.

Огромная пятиярусная колокольня сохранилась в монастыре лучше всего. Сейчас она лишена главы, но от этого не утратила своего великолепия. Выстроенная в конце XIX века в том же, что и весь монастырь, неорусском (византийском) стиле, она богато украшена разнообразной резьбой, а каждый ярус имеет свои особенные арочные проемы и декор. О строительстве колокольни позаботилась очень много сделавшая для монастыря игуменья Клавдия. Ее же усилиями в 1898 году в монастыре открылась богадельня, а немного раньше – школа для девочек, причем со своего рода интернатом для тех учениц, которые жили далеко. В школе преподавали Закон Божий, письмо, арифметику, грамоту, шитье и рукоделие. В 1920-х годах монастырь был упразднен, а в 1925 году продали на цветной металл все колокола. Сейчас в некогда благоустроенном и красивом монастырском дворе стоят коробки гаражей, собор и трапезная церковь лишены кровли и разрушаются.

https://img-fotki.yandex.ru/get/39073/2820153.104/0_10fb24_e11a9b00_XL.jpg

Церковь Петра и Павла 1843г. На заднем плане видна Церковь Успения Пресвятой Богородицы 1877г.
https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76889.jpg

Раньше было так:
https://img-fotki.yandex.ru/get/69376/2820153.108/0_10fbe5_5c3c788e_XL.jpg

Подробнее про монастырь можно почитать вот в ЭТОЙ (https://yadi.sk/i/OxNNps4oqPEHK) книге.

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76888.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/71764/2820153.fe/0_10f9f6_db9d77ce_XL.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76891.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76642.jpg

На улице -6, а солнышко все равно греет.
https://img-fotki.yandex.ru/get/64326/2820153.ff/0_10f9fb_d73a098c_XL.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76640.jpg

Перед тем, как пойти в гостиницу, сделали круг, вокруг Михаило-Архангельского монастыря по волам.

https://img-fotki.yandex.ru/get/38067/2820153.ff/0_10f9ff_b9749566_orig.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/71764/2820153.ff/0_10fa03_45842ed3_orig.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/68668/2820153.ff/0_10fa01_341c7603_orig.jpg

На небе появилась луна.
https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76920.jpg

Ну и красивый закат на фоне Церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Никиты.
https://img-fotki.yandex.ru/get/40777/2820153.fe/0_10f9fc_b8ee3053_orig.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/shel1983/19-20_03_16/h-76927.jpg

Перед сном, решил сделать несколько снимков ночного монастыря.
https://img-fotki.yandex.ru/get/63842/2820153.fe/0_10f9f9_63b2cb10_orig.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/40777/2820153.fe/0_10f9f7_471533c0_orig.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/63842/2820153.fe/0_10f9f8_cdb4960c_orig.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/68668/2820153.fe/0_10f9fa_e9f1c5ed_orig.jpg

На сегодня все, идем в номер спать.