Показать сообщение отдельно

Старый 15.06.2009, 13:24   #21
Shel
Tusoman репортёр
 
Аватар для Shel
 
Shel вне форума
Регистрация: 17.11.2006
Адрес: Мёртвый город
Возраст: 40
Сообщений: 5,413
Shel has a brilliant futureShel has a brilliant futureShel has a brilliant futureShel has a brilliant futureShel has a brilliant futureShel has a brilliant futureShel has a brilliant futureShel has a brilliant futureShel has a brilliant futureShel has a brilliant futureShel has a brilliant futureShel has a brilliant future
По умолчанию

Иван Сусанин

Чтобы понять подвиг Сусанина, надо помнить общую ситуацию. В уже несколько лет костромской край является театром боевых действий. Население, страдающее от всех противоборствующих сторон, особенно ненавидит, конечно, иноземных захватчиков. Сусанину, вне всякого сомнения, известны, и не могут не вызывать сочувствия, судьбы Марфы Ивановны, её мужа и сына за последние годы. Наверняка ему известно, и зачем Марфа Ивановна с Михаилом поехали на Унжу. И вот приходят ненавистные иноземцы и спрашивают о том, где Михаил; и, надо думать, Сусанин хорошо понимал, что сын Марфы Ивановны им нужен, как писал М.П. Погодин, вовсе не для того, чтобы с ним поцеловаться. Поляки, возможно ещё могут, если узнают правду, захватить Михаила и его мать в не большом и незащищенном унженском монастыре или перехватить их где-нибудь по дороге.

И не царя - до избрания Михаила царём всея Руси оставалось ещё несколько месяцев, - а своего молодого господина, несмотря на юный возраст, столько уже перенесшего, пытается спасти Сусанин.

Некоторые авторы костромы- и до революции, и после неё, - желая принизить образ Сусанина, писали о его холопстве, о его рабской душе, о его собачьей преданности господам и т.д. Однако, во-первых, в памяти невольно встает образ другого слуги - незабвенного Савельича из "Капитанской дочки" А.С. Пушкина, которого при всей его преданности своим господам трудно упрекнуть в холопстве и рабской душе, а, во-вторых, очень похоже, что Сусанин действительно спас Михаила Федоровича от грозящей ему опасности и, тем самым, спас от новых, неисчислимых бед и всю Россию. Конечно, мы можем только предполагать, под каким предлогом повел Сусанин поляков до Исупова через огромное болото, но сама цель этого, как уже писалось, не может вызывать у нас сомнения - видимо, это была или попытка затянуть время, или попытаться уничтожить тех, кто искал Михаила Романова.

Таким образом, подлинный подвиг Ивана Сусанина состоял не в прямом спасении Михаила, а, скорее всего, в попытке спасти Михаила – находящегося в дали от своей вотчины - от опасности, грозившей ему от "польских и литовских людей", что ни в коем случае не умаляет значения этого подвига.

Для Михаила и Марфы Ивановны смерть Сусанина тогда оставалась неизвестной, о ней мать и сын узнали только в сентябре 1619 года, хотя, в принципе, могли вообще не узнать.

Исторические сведения.

Мужчина получился наружности суровой - и как поляки с таким в лес идти не побоялись? Чем закончился поход, всем известно: Иван Осипович завел польское войско в чащу. Спас своего царя, а сам погиб - шляхтичи изрубили героя. Несколько веков считалось, что тело Сусанина так и сгинуло в костромских лесах. Но в начале XX века появилась другая версия - легендарный герой похоронен в родной деревне Исупово. Там и нашли череп мужчины 40 - 45 лет со следами от ударов рубящим оружием и тупыми предметами. Именно эти останки стали считать костями Ивана Сусанина. А чтобы узнать, как выглядел знаменитый проводник, московские ученые обратились к оренбургскому специалисту - замначальника областного бюро судебно-медицинской экспертизы по экспертной работе Владимиру Филиппову.

- Скорее всего, это Иван Сусанин. Я почему-то в этом уверен, - говорит Филиппов. - Хотя стопроцентных доказательств нет: ДНК в костях не сохранилась, и сравнить биологический материал останков с ДНК ныне живущих потомков Сусанина невозможно.



Жизнь за царя

24 августа 1619 года Москва провожала уезжавших на богомолье молодого царя Михаила Федоровича Романова и его мать Марфу Ивановну. Впервые за шесть лет с тех пор, как весной 1613 года Михаил и Марфа Ивановна приехали в разорённую Москву из костромского Ипатьевского монастыря, они покидали столицу и ехали столь далеко. Путь их лежал через Троице-Сергиев монастырь, Переяславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострому... Из Костромы Романовы направились в находящееся в северной части Костромского уезда село Домнино — родовую вотчину Марфы Ивановны. Проведя в Домнине два дня царь и его мать направились к конечной цели своего путешествия — на реку Унжу, в небольшую обитель преподобного Макария Унженского и Желтоводского. Последние двадцать вёрст до монастыря царь и сопровождавшие его сановники шли пешком... Причины царской поездки хорошо известны: её цель — принести молебные благодарения "по обещанию" у гроба преподобного Макария в связи с возвращением из восьмилетнего польского плена отца царя, Филарета Никитича. Совсем недавно, под Вязьмой, Филарет был наконец обменен на полковника Струся, бывшего начальника польского гарнизона Московского кремля, и 14 июня торжественно въехал в белокаменную, где на церковном соборе 24 июня состоялось его возведение в сан патриарха.
Оставив главу семьи в Москве, его сын и жена совершают благодарственное паломничество к "цельбоносному гробу" унженского чудотворца. Уже в дороге Михаила Федоровича и Марфу Ивановну догоняет известие об официальной канонизации преподобного Макария Унженского и Желтоводского в качестве общерусского святого (указание о расследовании чудес, происходивших у гроба преподобного было едва ли не самым первым актом Филарета как патриарха).
Среди историков долгое время не вставал вопрос о том, почему благодарственную поездку по столь важному поводу царь Михаил Федорович совершил именно в эту достаточно скромную и сравнительно мало тогда известную унженскую обитель. Первым обратил на это внимание костромской краевед В. В. Беляев, писавший в начале XX века: "...невольно возникает вопрос. Разве не было других величайших чудотворцев, как преподобный Сергий Радонежский, Савва Звенигородский, Пафнутий Боровской, Печерские Антоний и Феодосии, Соловецкие Зосима, Савватий и Герман и многие другие, которых бы можно было почитать молодому царю, но ни одному из них, кроме преподобного Макария царь Михаил Федорович не принёс таких благодарственных молитв, как ему одному".
Вопрос В.В. Беляева совершенно резонен, к тому же он имеет пря мое отношение к сусанинской истории, и ниже мы ещё вернёмся к нему.
Проведя в Макариевом монастыре на Унже несколько дней, мать и сын Романовы в начале октября выезжают в обратный путь и 2 ноября возвращаются в столицу. В конце этого же месяца, 30 ноября 1619 года, Михаилом Федоровичем была выдана жалованная грамота, начинающаяся словами: "Божией милостию, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому мило сердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия ста рицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам, и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина..." Этой грамотой как бы окончательно была подведена черта под земной жизнью Ивана Сусанина и начиналась его иная - посмертная - жизнь в истории России.



Место гибели Ивана Сусанина

Очередная, еще недавно незыблемая страница русской истории в ближайшее время, возможно, будет переписана. Речь идет об Иване Сусанине, погубившем в болоте врагов-поляков. Недавно были получены результаты натурных и камеральных исследований, связанных с идентификацией найденных костных останков народного героя. И вот результат: захоронение человека, совершившего подвиг ради спасения жизни будущего царя Михаила Федоровича Романова, было обнаружено отнюдь не в лесных джунглях. А в 150 метрах от полуразрушенной церквушки деревни Исупово Костромской области! Исследования, проведенные историками, учеными и археологами в период с 2001 года и по сегодняшний день, не имеют аналогов. Было изучено более 360 останков, захороненных начиная с XVI века в некрополе у Исуповского ручья, впадающего в то самое Чистое болото, куда, как предполагалось, и завел польских шляхтичей народный герой. И вот недавно в Российский центр судебно-медицинской экспертизы поступили останки, предположительно, Ивана Сусанина. Последнюю точку в этих исследованиях поставит сравнительный анализ ДНК останков героя и его потомков. Но у ученых уже сейчас практически нет сомнений в принадлежности найденных останков знаменитому старосте вотчины Романовых.



Сусанин погиб в Исупове?

Село Исупово, как мы помним, находится примерно в десяти километрах к югу от Домнина - на другом берегу огромного болота, разделяющего оба села и называемого обычно Исуповским или Чистым. В начале XVII века одна половина села (в источниках его иногда ещё называют "Исупово на Чёрном враге") на правах поместья принадлежала дворянам Овцыным, а другая половина была вотчиной Пушкиных. В Исупове стоял традиционный ансамбль из двух деревянных храмов: холодного Троицкого тёплого Воскресенского.
Очень похоже, что название в прошении И.Л. Сабинина села Исупова местом гибели Сусанина - это кусочек подлинной истории, дошедшей до нас в полулегендарном предании. К моменту подачи прошения на имя Анны Ивановны потомки Сусанина уже ровно век жили далеко от Домнина и поэтому вряд ли к тому времени они знали топографию домнинской округи и её селений (за исключением, разумеется, Домнина и Деревенек, о которых они знали, во-первых, из хранившихся у них царских жалованных грамот, во-вторых, и своих устных преданий). Да и по сути прошения указание Исупова как места гибели Сусанина не носило принципиального характера - ведь в Петербурге и подавно не знали топографии сусанинских мест. Учитывая цели прошения, важно было напомнить, что Сусанин спас основателя династии, отправив его в известный Ипатьевский монастырь, что Сусанин был жестоко убит, что потомство его было так-то награждено и т.д. Исупово при этом можно было просто не упоминать, однако оно упомянуто.
Судя по всему, Исупово - это подлинное место гибели Сусанина. Ссылаясь на известные ему предания, А.Д. Домнинский писал, что Сусанин повёл поляков "на Чистое болото к селу Исупову. Там его изрубили неприятели на мелкие части". То, что Сусанин был убит в Исупове или возле него, признавали практически все костромские историки, писавшие о знаменитом крестьянине. Но если это так, то получается, что предания о Сусанине, ведущем поляков по болотам, - скорее всего, не выдумки, так как из Домнина в Исупово Сусанин, видимо, повёл поляков напрямик через болото. С какой ценно? При современной трактовке, когда считалось, что поляки встретили Сусанина за пределами Домнина, а в Домнине находился Михаил, всё получается более или менее логично – Сусанин, спасая царя, отводил поляков от Домнина через болото к Исупову. Но раз Михаила в Домнине не было, то какую цель могло иметь в данной ситуации вождение "польских и литовских людей" по болоту? Если Сусанин действительно повёл поляков через болото, то целью этого, видимо, было подольше потянуть время, а при возможности сгубить врагов в трясине. По-видимому, в Исупове, поняли, что Сусанин их обманывает, поляки убили его - скорей всего, на глазах местных жителей. Бесспорно, что Сусанин умер мучительной смертью. Описание пыток, которым он был подвергнут, в прошении И.Л. Сабита явно носит преувеличенный характер, но сам факт не может подлежать сомнению - вспомним, что в грамоте 1619 года сказано, что поляки пытали Сусанина "великими немерными пытками" и что Михаил Федорович жаловал зятя Сусанина "за службу к нам, и за кровь, и за терпенье тестя его".


PS
Спустя 330 лет, в феврале 1942 года, подвиг Ивана Сусанина фактически повторил псковский крестьянин Матвей Кузьмин.
__________________
Коли вы свою машину порешили замонстрячить
То для бамперов возьмите швеллерочек потолщей.
А на кузов наварите слой рифленого железа
Пусть машина весит больше, так в болоте веселей!


Последний раз редактировалось Shel; 15.06.2009 в 13:30.
  Ответить с цитированием