Вернуться   Туристический клуб TUSOMANS - интересные места, отчеты о путешествиях, история и краеведение! > Фото и Видео > Походные фото и видео > 2014

Закрытая тема
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 25.03.2014, 15:46   #1
22-23.03.14 - Мезиновское ТП и окрестности
 
Аватар для Shel
Shel
Tusoman репортёр
Регистрация: 17.11.2006
Адрес: Мёртвый город
Возраст: 40
Сообщений: 5,413

Версия для печати Отправить по электронной почте
Shel Shel вне форума 25.03.2014, 15:46
Рейтинг: ()

22-23.03.14 - Мезиновское ТП и окрестности.






Давно хотел покататься по УЖД, да вот только найти работающую УЖД, да еще чтоб на ней покатали, не просто.
И тут поступает предложение, заказать экскурсию на Мезиновское торф предприятие. Упустить такую возможность мы просто не могли и 22.03.14 мы отправились во Владимирскую область, в н/п Мезиновский, где и находится торф предприятие и УЖД.

Немного информации:
Цитата:
Сообщение от poezdnaprokat.ru
В начале прошлого века нашей стране требовалось много электроэнергии. Одной из крупнейших электростанций в московской области стала Шатурская ГРЭС, основным сырьем для которой являлся торф. Место постройки электростанции было выбрано не случайно: поблизости, широкой полосой в 200 км от Рязани до Владимира, раскинулись мещерские болота, богатые залежами торфа. В 30ых-40ых годах в мещерских лесах возникла и развивалась вплоть до перестройки гигантская сеть торфовозных узкоколеек - узкоколейных железных дорог, связывающих многочисленные торф предприятия с Шатурской ГРЭС.

В период распада Советского Союза торфодобывающая империя распалась на небольшие предприятия, выжить которым в новом экономическом строе стало не просто. С переходом Шатурской ГРЭС на газ их положение ухудшилось еще больше. Многие предприятия закрылись, сеть узкоколейных дорог разобрали и сдали в металлолом, оставив рабочие поселки не только без средств к существованию, но зачастую и без связи с внешним миром. Некоторым предприятиям удалось удержаться на плаву, сохранить персонал и найти новые рынки сбыта. Объемы добычи торфа упали в десятки раз.

Одно из таких предприятий расположенных недалеко от города Гусь-Хрустальный владимирской области мы и приглашаем Вас посетить. Дух советской эпохи шестидесятых-семидесятых годов царит здесь повсюду.
Ехать мы решили не из Москвы, а из Коломны, далее на Егорьевку. Так быстрее и без пробок на вечно забитой Горьковке.

Восход.

Выехали мы рано. Примерно в 7:30. Дорога пустая, времени с запасом. Хватило времени даже заехать в лес.




Сворачиваем на дорогу до Мезиновского.






У ворот торф предприятия мы были в 10:30


Пока ждем остальных, подкармливаем местного песика.

Спустя пол часа подъезжает Денис. А минут через 15 и один из ОРГов.
Вместе с ним заезжаем на территорию предприятия.








А вот и вагончик, на котором мы поедем.


Внутри уютненько.


Есть газовая плита


И печка, так что внутри тепло.


А вот и наш тепловоз ТУ-6, который потащит вагончик.






Прогулялись по депо с техникой.








Схема УЖД.

Ближе к 12, подтянулась вся оставшаяся группа, которая приехала на электричке. Первым делом, нам провели экскурсию по предприятию. Показали весь процесс обработки торфа, начиная с привоза торфа до получения торфяных брикетов.

Торф с разработок привозят вот в таких вагончиках.




Загружают все это вот в такие барабаны.





Дальше, по средствам различных манипуляций, из торфа получаются топливные брикеты.













Всем процессом управляет компьютер. Производство полностью автоматизировано.






Топливные брикеты фасуют и продают по 4000т.р. за тонну.




Вся эта установка называется вот так:

После экскурсии по предприятию, загружаемся в вагончик и отправляемся по УЖД на разработку торфа.













Проехав несколько километров, останавливаемся. ОРГи выгружают продукты и двое из трех, остаются готовить еду.

Мы проходим метров 400 пешком, до старой техники, которая не работает, но еще числится на балансе.










Пока мы лазали по вагончикам, нас догнал наш поезд.

Потом была экскурсия, где рассказали про каждый вагончик который тут стоит.
Например вот этот вагон - баня.



По этой платформе, точно не помню, толи рельсоукладчик, толи дерево складирует.



Дальше мы поехали уже на самом тепловозе. Сначала залезли в кабину, но потом решили встать на самом его носу.











Это поле предприятие не обрабатывает, т.к. такое количества торфа в данный момент им просто не нужно. А таких полей там очень много, так что торфа, хватить еще на ооооочень долго.

Вот мы и приехали в конечную точку нашего маршрута. На действующую разработку торфа.


Пока наш состав разворачивается, мы идем на экскурсию по разработке.





Вот на таких полях добывают торф.

От первого выкорчеванного дерева, до готового поля для добычи торфа, проходит примерно 2 года.

Для начала выкорчевывают все деревья, потом все оставшиеся пни. Роют водосточные канавы, чтобы осушить площадь, потом все это должно высохнуть и только после этого с поля вырабатывают торф.

Вот такая техника работает там.







УЖД прокладывают прямо по торфу, в поля, чтобы потом его вывозить.



После прогулки, выдвигаемся в обратный путь. К тому месту, где ОРГи организовывают пикник.

Место для пикника оказалось довольно хорошее. Далеко от населенки, хорошая полянка и беседка.


На углях пожарили колбаски.




В общем, посидели, поболтали очень хорошо.



Место настолько нам понравилось, что мы решили найти сюда дорогу, чтобы доехать на машинах.
Примерно в 17 часов, мы отправились обратно в депо. Экскурсия закончилась.


По дороге обратно, Денис выяснил у машиниста, как проехать к этому место. Благо машины позволяли это сделать.

Про приезду в депо, нам разрешили набрать пакетик брикетов для топки печи. Потом попрощавшись со всеми, выехали к месту ночевки, на ту полянку.






30 минут и мы на месте.

Вокруг тишина, людей нет, свежий воздух и прекрасная погода. Как долга я ждал этого момента, т.к. зима уже надоела.






Попытка снять Timelapse.

Как раз, в этой поездке испытал спальную полку, которую собирали несколько недель. (Если кому интересно про полку, то вот: Часть 1, Часть 2, Часть 3)


Забегая вперед, скажу, что так хорошо в машине, я еще не спал никогда, полка оправдала все ожидания и даже больше =)

Когда совсем стемнело, Ксюха отправилась спать, а мы с Денисом и Галей отправились на эту стоянку старой техники, для того, чтобы поснимать ее в темноте.

Фото by Денис.















Возвращаясь в лагерь, мы услышали, как где то лают собаки, причем лай становился все ближе и ближе. По началу мы подумали, что они пришли в лагерь и там брешут. Как оказалось нет, они шли нам на встречу. В какой-то момент, вдали, в темноте, фонарь выхватил 3 пары светящихся глаз, чем ближе мы подходили, тем больше появлялось этих глаз. В итоге, мы насчитали 8 пар гла. Было конечно страшно, т.к. среди этих собак были щенки, и непонятно, как могла себя повести мамаша. Но в итоге, потихонечку, на узкоколейке, мы с этой стаей разошлись, хотя одна собака и рычала очень злобно.
По приходу в лагерь, немного посидели и легли спать.

День 2
(23.03.14)

Утром была такая же отличная погода как и вчера. Стало настолько тепло, что можно было ходить в футболках.

Когда вылезли из машины, увидели, что сосиски, салат, и капуста, которая лежала на колесе, все утащили сороки. Салат правда открыть не смогли, но сосиски и капусту съели)






Перекусив, собрали шмотки и поехали в сторону дома.







По дороге решили заехать в Мильцево. Этот поселок находится сразу за п. Мезиновский. В Мильцево, после ссылки жил Солженицын.

Цитата:
Сообщение от Арест Солженицына
На фронте Солженицын продолжал интересоваться общественной жизнью, но стал критически относиться к Сталину (за «искажение ленинизма»); в переписке со старым другом (Николаем Виткевичем) ругательно высказывался о «Пахане», под которым угадывался Сталин, хранил в личных вещах составленную вместе с Виткевичем «резолюцию», в которой сравнивал сталинские порядки с крепостным правом и говорил о создании после войны «организации» для восстановления так называемых «ленинских» норм.

Письма вызвали подозрение военной цензуры. 2 февраля 1945 года последовало телеграфное распоряжение № 4146 заместителя начальника Главного управления контрразведки «Смерш» НКО СССР генерал-лейтенанта Бабича о немедленном аресте Солженицына и доставке его в Москву. 3 февраля армейской контрразведкой начато следственное дело 2/2 № 3694—45. 9 февраля Солженицын в помещении штаба подразделения был арестован, лишён воинского звания капитана, а затем отправлен в Москву, в Лубянскую тюрьму. Допросы продолжались с 20 февраля по 25 мая 1945 года (следователь — помощник начальника 3-го отделения XI-го отдела 2-го управления НКГБ СССР капитан госбезопасности Езепов). 6 июня начальником 3-го отделения XI-го отдела 2-го управления полковником Иткиным, его заместителем подполковником Рублёвым и следователем Езеповым составлено обвинительное заключение, которое было 8 июня утверждено комиссаром госбезопасности 3-го ранга Федотовым. 7 июля Солженицын заочно приговорён Особым совещанием к 8 годам исправительно-трудовых лагерей и вечной ссылке по окончании срока заключения (по статье 58, пункт 10, часть 2, и пункт 11 Уголовного Кодекса РСФСР).

Цитата:
Сообщение от Реабилитация
В июне 1956 года решением Верховного Суда СССР Солженицын был освобождён без реабилитации «за отсутствием в его действиях состава преступления».

В августе 1956 года возвратился из ссылки в Центральную Россию. Жил в деревне Мильцево (почтовое отделение Торфопродукт Курловского района (ныне Гусь-Хрустальный район) Владимирской области), преподавал математику и электротехнику (физику) в 8—10 классах Мезиновской средней школы. Тогда же встретился со своей бывшей женой, которая окончательно вернулась к нему в ноябре 1956 года (повторно брак заключён 2 февраля 1957 года). Жизнь Солженицына во Владимирской области нашла отражение в рассказе «Матрёнин двор».

6 февраля 1957 года решением Военной коллегии Верховного суда СССР Солженицын реабилитирован.

С июля 1957 года жил в Рязани, работал учителем физики и астрономии средней школы № 2.
Вот тот самый дом, в котором жил Солженицын.


От дома осталась только коробка.




Газета за 26 марта 1965 года.


Сама деревня жилая, но много заброшенных домов.





А вот якобы тот старый переезд, который упоминается в рассказе Солженицына, «Матрёнин двор».


"На сто восемьдесят четвертом километре от Москвы, по ветке, что ведет к Мурому и Казани, еще с добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход почти как бы до ощупи. Пассажиры льнули к стеклам, выходили в тамбур: "чинят пути, что ли? Из графика вышел?" Нет. Пройдя переезд, поезд опять набирал скорость, пассажиры усаживались. Только машинисты знали и помнили, отчего это все. Да я."
Так начинается рассказ А.И. Солженицына "Матренин двор".




Цитата:
Сообщение от Сюжет рассказа "Матрёнин двор"
Летом 1956 года «на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по ветке, что идёт к Мурому и Казани», с поезда сходит пассажир. Это — рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере и был в ссылке, о чём говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось: «Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся деревня волокла снедь мешками из областного города». И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…

Это примиряет рассказчика со своей долей: «Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий. Они обещали мне кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна.

Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа — Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в Первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата — Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим — брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна — «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» — Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.

Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работала на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просила за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины. Постепенно рассказчик понимает, что Матрёна, отдающая себя другим без остатка, и «…есть … тот самый праведник, без которого … не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?

Отсюда — нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества. Фаддей даже не приходит на поминки.
Рассказ основан на подлинных событиях. Героиню рассказа в реальности звали Матрёной Васильевной Захаровой (1896—1957). События происходили в деревне Мильцево (в рассказе Тальново). В конце 2012 года дом Матрёны Васильевны, в котором предполагалось сделать музей, сгорел. Возможно, что причиной стал поджог. 26 октября 2013 года в воссозданном после пожара доме музей был открыт.

Т.к. мы ехали через обратно мы ехали через Туму, решили заглянуть на вокзал, посмотреть там на мини музей УЖД, и попытаться найти остатки узкоколейки.



Снегоочиститель СО 750




Тепловоз ТУ-7А














ст.Тумская


Задние местного вокзала.




Вот эти бетонные блоки, это тоже платформа.

Пройдя чуть дальше, мы увидели старую платформу УЖД. Самих рельс уже не осталось, видны только остатки шпал.


В стороне еще остались несколько метров рельс, и то, все заросло травой.

Чуть дальше, нашли стандартную, широкую колею, но с еще одним рядом рельс. По такой колее могли ходить поезда как со стандартной, так и с узкой колеей.



Ужа на обратном пути, когда мы возвращались к машинам, местный житель сказал, что УЖД разобрали в прошлом году =(



На машинах проехали чуть дальше, и сходили в заброшенное вагонное депо.



Разбирают и режут на металлолом все что можно.


Даже бочки из под земли пытались достать.






В конце ангара весит вот такой плакат.







В общем жаль, что такой вид железной дороги как узкоколейка уходит в прошлое. С каждым годом УЖД становиться все меньше и меньше, возможно, что еще лет 10, и уже никто не вспомнит про узкую колею. Так что я очень рад что удалось покататься по УЖД.

Все фото (в том числе и с привязкой к карте): ТУТ
__________________
Коли вы свою машину порешили замонстрячить
То для бамперов возьмите швеллерочек потолщей.
А на кузов наварите слой рифленого железа
Пусть машина весит больше, так в болоте веселей!


Последний раз редактировалось Shel; 17.01.2020 в 14:22.
Просмотров: 7125
Закрытая тема

Теги
владимирская область, мезиновское, мильцево, солженицын, торф предприятие, тума, ужд


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB code is Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Вкл.



Часовой пояс GMT +4, время: 12:17.


Tusomans.ru ® 2006-2024
vBulletin® Version 3.7.0.
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.
Перевод: zCarot
TUSOMANS RU


Добро пожаловать в туристический клуб “TUSOMANS”
“TUSOMANS” — это все, что связано с туризмом по России. Никакими словами нельзя описать всю красоту природы.
Ее надо видеть. Хотя бы на фотографиях на нашем сайте.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования