Старый 05.05.2014, 00:30   #1
30.04-02.05.14 - Вдоль реки Красивая Меча
 
Аватар для Shel
Shel
Tusoman репортёр
Регистрация: 17.11.2006
Адрес: Мёртвый город
Возраст: 40
Сообщений: 5,415

Версия для печати Отправить по электронной почте
Shel Shel вне форума 05.05.2014, 00:30
Рейтинг: ()

30.04-02.05.14 - Вдоль реки Красивая Меча

В этот раз, как мне показалось, из Москвы мы выбрались довольно быстро, с учетом того, что 30 числа все ломились из Москвы. Окольными тропами до Коломны мы доехали часа за 2.5-3 (в прошлые майские на это ушло часов 6, не меньше). К месту ночевки на реке Дон, мы приехали в 2 часа ночи, к этому времени, Денис уже сладко спал =)
Мы тоже не стали тупить, и сразу легли спать.

Наступило утро, погодка класс. Наконец можно сменить штаны на шорты, а кофту, не футболку =)





Пока вода не очень чистая, но к лету, течением все унесет, и станет гораздо чище.


К 11 часам подтягивается Галя.

Завтракаем, и выдвигаемся в сторону Красивой мечи.

Проезжая через деревню, обнаружил, что уже сюда приехала куча родни =) По быстренькому их навещаем, и заглядываем в старую церковь.

Цитата:
Когда возник этот приход, равно как и отчего село получило свое название, ни устных, ни письменных достоверных указаний на это не сохранилось. В настоящее время, кроме села Козлово, приход состоит из деревень Ракитина и Хотьянцева – Березовки тож. Прихожан муж. пола 665 душ и 730 душ жен. пола, кроме земледелия занимаются огородничеством.

Приходский храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы каменный, построен в 1769 г. иждивением князя Вадбольского, и с тех пор не подвергался никаким изменениям, существуя в своем первоначальном виде.

В пользу храма существует капитал вечного вклада 150 руб. Причт состоит из священника и псаломщика, проценты с капитала 100 руб. поступают в пользу причта. Церковной земли 35 десятин.

С 1884 г. открыта церковно-приходская школа, с того же года существует земская школа в деревне Ракитине.

П. И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии» Тула 1895 г. Епифанский уезд, стр. 323.


Фундамент обкопали.





По дороге, небо немного затянуло, но дождя не было, он прошел в стороне.



По пути, заезжаем в с.Кресты (старое название Зиновьево-Ивановские Кресты).

Цитата:
Введенская церковь 1817г. в с. Зиновьево-Ивановские Кресты

Ф. 1458 , III кат., 4 ед. хр. , 1803 - 1845, 1879 гг. , 1 оп. (хронол., рукопись).

В приходе: с. Зиновьево-Ивановские Кресты, д. Куликово, д. Мешковка, д. Новопоселенная Орловка, д. Софейная, д. Софеевка, д. Татьянино, д. Телешовка. Время образования прихода не установлено.
Каменная церковь построена в 1817 г. на средства прихожан. Три престола: главный - в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, в трапезной - в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Архистратига Михаила (286, лл. 412, 418).
О ликвидации см. ист. справку к ф. 1380 «Предтеченская церковь г. Алексина».
Общие метрические книги за 1803 - 1845 гг.


Внутрь не попасть, все закрыто.








Пробивается солнышко.

Чтобы разнообразить поездку, решаем ехать не по асфальту, а по полям. Да и по полям, дорога намного лучше, чем по асфальту.










По бокам все ходят тучки, но до нас не доходят.


Подъезжаем к Красивой мече и к мегалитам (близ села Ведьмино).


Оставляем машины и идем гулять.


Вид на реку, потрясающий.




Встречаются и такие экземпляры.


Березы растут прямо на камнях.














Есть и камушки, в которых можно отдохнуть.









Едем дальше, спускаемся вниз к реке и едем вдоль нее. По берегу встречаются остатки ледников. Внутри полно мусора (





В который раз понимаю, что природа Тульской области очень красива. Большие просторы, холмы и овраги.






Вскоре из-за холма показывается церковь.


Церковь Михаила Архангела 1805г в Маслово.

Цитата:

Село Маслово на реке Мечи находится в 120 верстах от г. Тулы и в 25 верстах от уездного города Ефремова. В состав, кроме села Маслова на Мечи, входят деревни: Ведьмино, Кочергина, Малая Косая, Старая Косая, Вытемки-Пестово и Костомаров Хутор с населением 1253 душ крестьян муж. пола и 1306 жен. пола.

История первоначального образования прихода с. Маслова на Мечи, равно время его основания, за отсутствием церковно-летописных сказаний, неизвестна. Полагают, однако, что с. Маслово получило название свое по урочищу того же имени, а может быть, по фамилии того же помещика с. Маслова – Крутой Колодезь.

Первоначально в селе был деревянный храм на месте, называемом погостом, на правой стороне реки Мечи.

Существующий каменный храм стоит на левом берегу той же реки, построен в 1805 г. на средства прихожан во имя Архистратига Михаила с придельным алтарем во имя св. мучеников Бориса и Глеба. Иконостасы в настоящем храме и в придельном алтаре заменены новыми, первый в 1883 г., а последний в 1892 г., оба они устроены на средства прихожан.

Причт церкви состоит из священника и псаломщика, на содержание их поступают проценты с капитала в 530 руб., и церковная земля в количестве 95 десятин 1600 кв. сажень, из которых 5 десятин 1481 кв. сажень усадебной, 12 десятин неудобной, остальная полевая. В приходе с давнего времени существуют три земских школы: первая при церкви с. Маслова, вторая в деревне Ведьминой и третья в деревне Старой Косой.

Источники:
П. И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии» Тула 1895 г. Ефремовский уезд, стр. 351.

Государственный архив Тульской области (ГАТО)
Ф. 2008, III кат., 3 ед. хр., 1824-1850 гг., 1 оп. (хронол., рукопись).
Метрические книги: о родившихся за 1840-1850 гг., об умерших за 1841-1842 гг. Брачный обыск за 1824-1834 гг.


Просматриваются остатки росписей





Честно говоря, стоять внутри страшно, т.к. кажется, что он может рухнуть в любой момент.

После осмотра, поднимаемся на горку, в надежде поймать сеть, но, увы, Билайн, МегаФон, МТС не алё.
Опять спускаемся к реке и начинаем искать местечко для стоянки.


По берегу много цветущих яблонь, запах просто очуметь!!






В итоге, находим хорошую полянку у реки.


Тут и будем ночевать.




На противоположном берегу стоит поклонный крест.



Вечером сварили супчик. Т.к. варили мы с Денисом, получилась скорее каша, чем суп =)
Ну а потом посиделки у костра и т.п.





Когда стемнело, на нас опустился рой из непонятных мошек и комаров, гул стоял такой, как будто где-то за лесом, электричка едет.

На следующий день, выдвинулись в сторону дома.
По дороге есть пара интересных мест, в которые мы заедем.




В ручейке Денис решил освежиться.


По полям, прямо как на ралли =)

Заезжаем в Тормасово.
Цитата:
Село Тормасово, занимая возвышенное местоположение при реке Вытемке, находится в 120 верстах от г. Тулы и в 20 верстах от уездного Ефремова. Приход села, кроме последнего, составляют деревни Разнотопская, Димитриевка и Чебышево с населением 650 душ муж. пола и 700 жен. пола.

По местному преданию, село Тормасово находилось в старину на правом берегу реки Красивой Мечи, в 3-х верстах от места настоящего поселения, в котором сосредоточены земельные наделы крестьян, послужившие причиной их переселения.
Церковь Троицы Живоначальной 1794г.









Из церкви, местные сделали конюшню. Внутри хранят сено, а в другой части стоят лошади.






Церковь, сооруженная из крупных блоков известняка.


Рядом стоит Часовня Флора и Лавра.




Выдвигаемся на Конь камень, едем по полям, где-то в далеке идет дождик.

Цитата:
Вес камня более 20 тонн. Конь-Камень стоит на трёх других валунах как на ногах. Он напоминает по форме конскую голову (или, по другому мнению, тело). Его окружают другие валуны. Канавка треугольного сечения в Конь-камне, возможно, естественного происхождения, а возможно, вытесана субгоризонтально в верхней грани камня и ориентирована на точку горизонта, лежащую за Красивой Мечей, в направлении на юго-восток.

Приблизительно в километре от Конь-Камня в лесном овраге находится предположительно каменный жертвенник с плитой, служившей алтарем и углублением для жертвенной чаши.

Конь-Камень, по словам старожилов окрестных сел, являлся культовым объектом вплоть до середины XX века. Раз в год совершалось обрядовое опахивание вокруг мегалита, чтобы предотвратить падёж скота. Также среди местных жителей бытует мнение, что посидев на этом камне мужчины увеличивают мужскую силу, а у женщин возрастает способность к деторождению.

Первое известное упоминание памятника относится к концу XV века: о нём говорится в описании путешествия в Кафу русского посла А. Голохвастова в 1499 году («Клалися в судно на Мече у Каменнаго коня»).

«И гнали Мамаево войско русские полки до самой до Мечи, и рубили неверных без милости. И в погоне той одни ордынцы пали, другие в реке утонули. А те, которые достигли берега, от страха застыли, превратились в камень и навечно остались здесь», — так гласит легенда




От камня открываются красивые виды на Красивую мечу.






Дальше едем на Ишутинское городище.



По пути заезжаем на святой источник в Туртень, пополнить запасы води из родника.

Цитата:
№1
Записка Совета по делам Русской православной церкви

СЕКРЕТНО.
ЭКЗ. № 1

24 сентября 1958г. №487/с

ЦК КПСС о паломничестве
верующих к так называемым «святым местам»

Совет почти ежегодно информировал ЦК КПСС о имеющем место паломничестве к разного рода так называемым «святым и целебным» водным источникам (родникам, ключам, колодцам, озерам). В 1949 году таких мест начитывалось более 60 (почти только в РСФСР), в настоящее время их количество значительно сократилось и по данным Уполномоченных Совета с мест не превышает 30.

Паломничество к источнику в селе Тюртень, Ефремовского района, Тульской области происходит ежегодно 21 июля в религиозный праздник «Казанскую». Приходят тысячи верующих из Тульской, Орловской, Рязанской областей. В этом году молящихся была полна церковь и церковная ограда. Много людей сидело около церкви, дороге от церкви к источнику и на дорожках около источника. Среди паломников было не менее 50% молодежи. Наряду со взрослыми, в луже, образовавшейся от источника, купалась молодежь и дети. Многие из них купались, раздеваясь донага, даже девушки комсомольского возраста. Отдельные лица брали воду из источника в ведра, бидоны, уходили в кусты, там раздевались и обливались этой водой...

В соответствии с указаниями, Совет вносит на рассмотрение ЦК КПСС нижеследующие предложения о мероприятиях по ликвидации так называемых «святых источников» и паломничества к ним:

1. Просить ЦК КПСС образовать комиссию из представителей заинтересованных организаций (ЦК ВЛКСМ, Министерства культуры РСФСР, МВД СССР, Прокуратуры СССР, Министерства здравоохранения СССР, Органов печати и радио, Совета по делам русской православной церкви и Совета по делам религиозных культов, которой под руководством отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС поручить разработать конкретные мероприятия по ликвидации так называемых «святых источников» и других мест, к которым имеет место паломничество.
===
6. Для этого Совету по делам русской православной церкви срочно дать указания Уполномоченным Совета на местах, продумать и разработать мероприятия по ликвидации так называемых «святых источников» и других мест, к которым имеет место паломничество.
===
9. Поручить Совету по делам русской православной церкви рекомендовать патриарху и Синоду:
а) вновь дать указание священнослужителям о том, чтобы они не принимали абсолютно никакого участия в паломничестве к «святым источникам» и разъясняли в церквах верующим, что паломничество организуется лицами, заинтересованными в распространении суеверия в корыстных целях, ничего общего с церковью не имеющими;
б) чтобы вообще в церквах путем проповедничества была организована борьба с кликушеством.











На горке, около источника стоит церковь Казанской иконы Божией Матери.
Цитата:
Церковь Казанской иконы Божией Матери была построена в 1802 году князем Петром Ивановичем Одоевцевым.

Церковь дважды закрывали (в 1937—1946 и в 1961—1989 годах).

Сейчас храм действующий и имеет два придела: во имя Казанской иконы Божьей Матери (празднование 21 июля и 4 ноября (н.с.) и во имя св. Флора и Лавра (празднование 31 августа н.с.).

Вот и Ишутинское городище.

Цитата:
Высокий красавец-утес, внизу разбивается о плотину буйная и величественная река Красивая Меча. До горизонта — зелень тульских лесов и огромные песчаники. Когда-то здесь было древнее поселение, но как оно называлось, историки только догадываются. Сегодня это место называется Ишутинское городище по местонахождению недалеко от него деревни Ишутино. Если же рассказывать про городище, то никаких достоверных данных нет. По легенде на месте городища раньше стоял город, но никто не знает как он назывался. В предании говорится, что крымские татары часто совершали набеги на Русь. Многие русские города и сёла были ограблены и сожжены, а их жители взяты в плен или просто убиты. И только служилые люди Ишутинского городища избегали этой участи. Когда татары однажды ворвались на городище, то там никого не было: ни людей, ни запасов пищи. Только угли ещё теплились в печах, ведь час назад здесь ещё были люди. Татары обыскали всё вокруг, но никого не нашли, не было ни одного беженца. Суеверные татары были в испуге и быстро оставили городище. А через некоторое время люди опять появились здесь. И так было каждый раз, когда появлялись татары. Загадка исчезновения людей так до сих пор не разгадана. Но есть мнение, что где-то на территории городища была потайная пещера, куда и прятались люди во время нападения врагов, но она также не обнаружена. Вообще разгадать тайну Ишутинского городища пытались всегда, особенно жители соседних сёл. Так, например, сохранились сведения, что ещё в 70-е годы 19 века житель села Слободского, казённый крестьянин Иван Иванович Белов, убеждённый в достоверности народного предания, вёл самостоятельно раскопки на Ишутинском городище. Но его поиски остались безрезультатными






У реки, из горы бьет родник.





Перекусив на берегу, поднялись на горку по крутому склону, ну верху даже начали на видео нас снимать, видимо, мало кто может по этой дороге сюда подняться.






Вид с городища на Красивую мечу.


Вот и все, пора выдвигаться в Москву.

Проезжая по Липецкой области, заглянули в Воскресенское (Воскресенский с/с).
Церковь Воскресения Христова 1790г.

Цитата:
Первоначально каменный храм был построен в 1790 году на средства прихожан и помещика А.Н. Доломанова. В 1860 году храмовая часть была расширена, в 1884 году полностью перестроена. Трапезная храма в советский период полностью перестроена.

От первоначального здания сохранился квадратный в плане основной объем церкви с алтарной апсидой, расширенный с севера и юга прямоугольными в плане приделами. Северный и южный фасады церкви обработаны пилястрами (в первом световом ярусе – рустованными, во втором световом ярусе декорированными ширинками). Фасады завершают треугольные фронтоны. Основной объем храма фланкирован по углам спаренными полуколоннами. Фасады церкви по периметру завершает декоративный пояс ширинок, подчеркивающий линии венчающего карниза, декорированного по периметру кокошниками. Венчающее пятиглавие утрачено. Боковые оконные проемы первого светового яруса северного и южного фасадов – лучковые, декорированные наборными наличниками. Трехчастные очелья наличников расположены выше линии карниза, разделяющего первый и второй световые ярусы. По центру северного и южного фасадов на уровне первого и второго светового яруса прорезаны большие прямоугольные окна, декорированные очельем полуциркульного рисунка с тремя сомкнутыми арочными проемами и гирьками.










Ну а дальше до дома без остановок.





В МСК, был в час ночи. Вообще, поездка очень понравилось. Прокатились без напрягов, полюбовались просторами Средне-Русской возвышенности, да и просто, хорошо отдохнули. Гальке и Денису, спасибо за компанию =)
__________________
Коли вы свою машину порешили замонстрячить
То для бамперов возьмите швеллерочек потолщей.
А на кузов наварите слой рифленого железа
Пусть машина весит больше, так в болоте веселей!


Последний раз редактировалось Shel; 17.01.2020 в 13:54.
Просмотров: 12667
Закрытая тема

Теги
ведьмино, воскресенское, данковский район, дон, ефремовский район, зиновьево-ивановские кресты, ишутиское городище, кимовский район, козлово, конь камень, красивая меча, кресты, куркинский район, липецкая область, маслово, тормасово, тулская область, туртень, тюртень

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB code is Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Вкл.



Часовой пояс GMT +4, время: 10:47.


Tusomans.ru ® 2006-2024
vBulletin® Version 3.7.0.
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.
Перевод: zCarot
TUSOMANS RU


Добро пожаловать в туристический клуб “TUSOMANS”
“TUSOMANS” — это все, что связано с туризмом по России. Никакими словами нельзя описать всю красоту природы.
Ее надо видеть. Хотя бы на фотографиях на нашем сайте.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования