Старый 04.06.2014, 13:24   #1
17-30.05.14 - Урал 2014 (день 11)
 
Аватар для Shel
Shel
Tusoman репортёр
Регистрация: 17.11.2006
Адрес: Мёртвый город
Возраст: 40
Сообщений: 5,415

Версия для печати Отправить по электронной почте
Shel Shel вне форума 04.06.2014, 13:24
Рейтинг: ()

Урал 2014
День 11 (Коряжма - Красноборский)



Утром встали пораньше и поехали искать паром через реку. Найти его оказалась непростая задача, т.к. уровень воды высокий, прежние места стоянки паромов переместились в другие места, но с горем пополам, мы его нашли. Плыли мы на пароме ,который идет не сразу в Сольвычегодск, а который плывет на противоположную от Коряжмы сторону реки.

Воды очень много.






Паром плывет практически по верхушкам кустов.















По дороге заехали в п. Нюба, тут стоит Церковь Николая Чудотворца 1818г.

Цитата:
Сообщение от Sobory.ru
О времени открытия и основания прихода в сем месте и о начале бывших в нем деревянных церквей (на месте коих ныне, безмолвные свидетели, три кирпичных памятника) ничего неизвестно. Ни документов письменных на то в церковном архиве, ни устных от предков преданий не перешло к нашему, - или по нехранению рукописей, если они были, или по необращению внимания на описание достопамятства для будущего времени" (Летопись Нюбской Николаевской церкви Сольвычегодского уезда. Великоустюгский филиал Государственного архива Вологодской области (ВУФ ГАВО). Библиотека. № 3536. Л. 2.).

Приход был основан не позднее начала XVII в., о чём свидетельствует грамота Ростовского митрополита Варлаама прихожанам тёплой церкви Николая Чудотворца, что на р. Нюбе, данная в 1622 г. Грамотой разрешалось начать заготовку материалов, необходимых для устройства холодной церкви с приделом. Главный престол предполагалось освятить во имя преп. Сергия Радонежского, а придел - во имя св. мучеников Флора и Лавра. В 1818 г. вместо деревянной церкви (год постройки её неизвестен) была сооружена каменная, старанием прихожан, с помощью благотворителей. Церковь двухэтажная, в одной связи с колокольней. Окружена была каменной оградой. Располагалась в д. Пустыньки. Храм освящён в 1821 г. В нём было два престола: в нижнем тёплом храме - во имя свт. Николая Чудотворца, в верхнем холодном - во имя преп. Сергия Радонежского.

В семье нюбского священника Михаила Ивановича Быстрова, служившего в Никольской церкви, 11 октября 1858 года родился священномученик Антоний (Быстров) (1858 - 1932), архиепископ Архангельский и Холмогорский (Суворова С. Терновый венец Владыки Антония // Архангельский епархиальный вестник. 2002. № 4. с. 10-11.)




Внутри даже фрески кое-какие сохранились.






Перед Сольвычегодском увидели замечательную полянку из одуванчиков)





Цитата:
Сообщение от Wikipedia
Сольвычегодск основан в XIV веке жителями близлежащего города Чернигова (на реке Чёрной), основанного в свою очередь выходцами из Новгородской земли и жителями соседнего села Выбора, после опустошительного пожара. Впервые упоминается в исторических актах под 1492 годом.

В 1515 году недалеко от двух маленьких городов — Чернигова и Выбора Аника Строганов ставит первую соляную варницу на реке Усолке, у озера Солониха.

Само название «Сольвычегодск» произошло от того, что первоначально поселились у Соляного озера, отчего ещё в XV веке назывался посад Усолье (или город Усольск). С конца XV — начала XVI веков богатые соляные варницы города и его местонахождение на торговом пути с сибирскими инородцами привлекали поселенцев из Русского государства, в числе которых были Строгановы, хорошо отстроившие город. В это время город называют Соль-Вычегодская. Он не раз горел, особенно сильно в 1579 году, был разорен сибирскими инородцами, а в 1613 году литовцами, однако, в течение XVI и XVII веков представлял значительную крепость. С конца XVII века известен самобытная живописной школой — Усольская эмаль.

В 1708 году город в составе Архангелогородской губернии, а в 1719 году вошёл в Великоустюжскую провинцию той же губернии. В 1780 года в составе той же провинции перешёл в Вологодское наместничество и в 1796 году стал уездным городом Сольвычегодского уезда Вологодской губернии.

Академик И. И. Лепехин, посетивший Сольвычегодск в 1781 году, нашёл в нём 16 церквей (8 каменных), один монастырь, 400 домов. Солеварение в этот период переживало совершенный упадок.
А.Чудинов Перспективный план Сольвычегодска, 1793 год

В 1894 году в городе было 12 каменных церквей, 1 каменный монастырь, 325 домов (9 каменных), 35 лавок (1 каменная), 5 складов товаров (1 каменный). Доходы города составляли 5 489 рублей, расходы 4 269 рублей; городской запасный капитал 5 361 р. Имелись двухклассные училища: мужское и женское, церковно-приходская школа, земская больница и городская богадельня. Занятия жителей: ремесла (37 чел.), отчасти промыслы, фабрик и заводов нет, три ярмарки, с оборотом на 14900 рублей в год.

Город был местом политической ссылки. Дядю Пушкина, Павла Исааковича Ганнибала, сослали в Сольвычегодск в 1826 году. В начале XX века в городе проживало 450 ссыльных. В доме, где с 1908 по 1910 год отбывал ссылку Иосиф Виссарионович Сталин, расположен музей политссыльных.

В июне 1913 года Сольвычегодск посетил Николай Емельянович Макаренко, издавший в 1918 году монографию «Искусство Древней Руси. У Соли Вычегодской». Борис Иванович Дунаев посетил город, а в 1914 году выпустил книгу «Город Сольвычегодск».

С 1937 года город находится в составе в Архангельской области.

С 1924 года по 1928 год (в составе Северо-Двинской губернии) и с 1938 года по 1958 год (в составе Архангельской области), Сольвычегодск был центром Сольвычегодского района.

Первым историком и краеведом города считается А. И. Соскин.
Начали потихоньку осматривать город.

Церковь Спаса Нерукотворного образа 1691г.
Внутрь попасть не удалось, все было закрыто.



В краеведческий музей с первого раза попасть не удалось, у них был обед. Музей расположен в Соборе Благовещения Пресвятой Богородицы.
Собор сейчас активно реставрируют.

На территории собора находится Часовня-усыпальница Строгановых 1819г.

Пол выложен 23 могильными плитами из белого известняка, перенесенными из размытого рекой фамильного захоронения Строгановых. Останки перезахоронены в другом месте.





Ну а пока в музее был обед, мы поехали смотреть город дальше.

Соляной источник.






Неподалеку Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы 1688г



Цитата:
Сообщение от Sobory.ru
По своему объемному решению храм продолжает старые традиции архитектуры Благовещенского собора. Это кубическое сооружение, стоящее на высоком подклете, опоясанное галереей с широко раскрытым великолепным крыльцом. Фасад крыльца удивительно параден. Белокаменные колонны орнаментированы листьями вьющихся растений. Резьба панелей, крутые арки, сложные картуши производят впечатление богатства и даже роскоши.

Широкие ступени ведут во второй этаж к галерее. Наружные стены ее украшены орнаментированными изразцовыми вставками. Такие же вставки помещены и на пилонах, разделяющих арки обходной галереи.

Конструктивно собор Введенского монастыря отличается от своего предшественника: в нем нет внутренних столбов. В этом отношении собор близок к устюжским бесстолбным церквам, хотя и значительно превосходит их по размерам.

Перекрытие собора выполнено мастерски. По существу оно представляет собою сомкнутый свод, но не сплошной, а состоящий как бы из взаимоперекрещивающихся мощных парных «арок». Центральный купол и четыре боковых расположены в просветах между ними. Применение «арок» дало возможность расположить между их пятами окна второго яруса.

Внутри собора находится семиярусный деревянный иконостас работы московского мастера Григория Иванова. Плоскость его расчленена на ряд отдельных «панелей». В первых четырех ярусах их обрамляют витые колонки, выше — пилястры. Основное украшение иконостаса—тонкая виртуозная резьба, изображающая листья, виноградные гроздья и цветы. Иконы алтарной преграды были написаны в 1693 г. дворовым художником Нарыковым, о чем свидетельствуют надписи на иконах: «Лета 7201 (1693 г.) писал сей образ живописец Степан Дометнев сын Нарыков». Собор Введенского монастыря принадлежит к числу лучших произведений русского зодчества конца XVII в.










Иконостас

После перекусили в местной столовой. Цены конечно удивительные, первое, второе и компот, вышло не больше 80р. В общем дешево и очень вкусно вышло)

К этому времени музей уже открылся. Как писал выше, расположен он в Соборе Благовещения Пресвятой Богородицы 1560г.



Цитата:
Сообщение от Sobory.ru
Благовещенский собор — центральный памятник Сольвычегодска. На сооружении укреплена надпись - «...построен усердием и иждивением Именитых людей Строгановых в 1560 году». Эта дата — начало строительства собора. Закончен он был двадцать четыре года спустя. Сооружение представляет собой большой двухстолбный пятиглавый храм на высоком подклете. Основание собора опоясано галереей, которая первоначально была открытой. Особую прелесть фасадам собора придает широкая лента — фриз из фигурно уложенного кирпича в верхней части стены под закомарами. Хороши по рисунку наличники обрамляющие окна. Однако ныне сооружение в значительной степени отличается от первоначального. Отдельные части здания значительно перестроены.

В соборе оригинально решена конструкция центрального купола. На два опорных столба и на стену алтарной преграды опираются арки, ояты которых расположены на различных уровнях. Между ними по углам выложены небольшие тромпы — своды в форме части конуса, половины или четверти сферы и т. д., применяемые в качестве опорной конструкции. Они дают возможность укрепить восьмигранный сомкнутый свод, служащий основанием восьмигранному же барабану купола.

Благовещенский собор являлся для построившего его купца Аники Строганова «с сыновьями и внуками» не только храмом, но и укрепленной цитаделью. В подвалах собора размещались склады пушнины, хранились ценности. Здесь же были устроены тюремные казематы. Рядом с собором находились жилые хоромы Строгановых. Собор и хоромы были ограждены деревянной стеной с башнями.

Внутри Благовещенского собора—фрески 1600 г., исполненные, как значится на стенах «московскими иконниками» «Федор Савин да Стефан Ярофиев со товарищи». Росписи эти еще недостаточно изучены. Они содержат в себе стилистические признаки, которые определят в дальнейшем — в XVII в. характер строгановской школы живописи. Им присуща сравнительная мелкомасштабность изображений, композиционная усложненность и повышенная декоративность. В росписи преобладают блеклые коричневые и зеленые тона.









В музее выставлено много интересных и старинных экспонатов.







Закончив осмотр города едем на паром, но только не на тот, на котором мы приплыли, а на тот, на который мы вчера не успели. Отходит он из Сольвычегодска. На пароме, включая нас, было всего две машины.








Дальше едем в Красноборский.

В п. Туровец, заезжаем посмотреть на Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Богоявления Господня.

Цитата:
Сообщение от Sobory.ru
Среди населения и поныне живет легенда о явленной иконе и о постройке церквей.
Сказание о святой иконе Пресвятой Богородицы Одигитрия, что на Туровихе-речке, на крутой лесной горе, на левом берегу Двины. «Первая церковь была построена на крутой лесной горе, которую с трех сторон огибает речка Туровиха. На сей горе; с давних времен на дереве обретен был образ Пречистыя Богородицы честного ее Одигитрия, и сразу же построена была церковь деревянная, в честь Богоявления Господня.
В царствование Иоанна Васильевича Грозного было первое чудо: защищение горы храма и града от татарских племен черемисов, приходивших от Казани. Они в заливе реки Двины стояли на своих плавательных карабасах и хотели разорити место святое и взять икону. Но Божьим гневом были поражены слепотою и стояли на месте в том заливе, не могли двинуться с места три дня. Наконец, познали силу Божию и испросили прощения у царицы небесныя. И она простила их и даровала вновь зрение. Они дали обет написать точную копию с чудотворного образа и обложить золотом, и прислать на святое сие место.
Когда они благополучно возвратились восвояси, то, действительно, исполнили свой обет: написали копию святой иконы и обложили золотом, и привезли на Туровецкую Гору в дар за свое исцеление. Эта копия по сие время находится на Туровецкой Горе в храме.
В 1645 году первая церковь на святом, явленном месте сгорела. На том месте впоследствии была построена деревянная часовня, рядом с тем деревом, на котором появилась святая икона. Впоследствии дерево превратилось в высокий пень, и люди получали по своей вере немало исцелений, особенно от зубной болезни.
Но в 1970 году злые люди в ночное время пришли и распилили часовню, каждую стену пополам, и сбросили вниз по горе, также ликвидировали и тот пень.
После описанного выше пожара (в 1645 году) новую церковь построили в честь Успения Божьей матери — 21 мая 1645 года прилежанием и старанием именитых людей Соли-Вычегодской, Матроны Ивановны и сына ее Федора Петровича Строгановых — и вторую церковь в честь Богоявления Господня.
Успенская церковь впоследствии снова сгорела и вновь была выстроена каменною.
Сей храм Богоявления (деревянный) и Успения (каменный) стоят и по сие время.
Чудотворный образ Пресвятой Богородицы Одигитрия находится в иконостасе, по левую сторону царских врат, в медной посеребренной кованой ризе. Также цел образ Божьей Матери — копия, присланная черемисами.
За алтарями внизу, среди горы, течет маленький источник воды. Верующие набирают и уносят с собой на благословение царицы небесной, и многие получают по святой вере исцеления.
На святой Руси всегда вблизи церкви устраивалось кладбище, а так как гора, где явился образ Пресвятой Богородицы, мала и лесна, то кладбищу быть неудобно, а посему после пожара первой церкви там построили часовню, а церковь построили ближе, на обширном месте, где она находится и поныне».
Церковь Богоявления Господня 1780г.
Цитата:
Сообщение от Sobory.ru
Свято-Богоявленский (деревянный) храм имеет два престола, в честь Святителя Николая Мир Ликийского Чудотворца и Богоявления Господня.

Храм построен в 1780 году, в этом же и освящен.

В 1912 году церковь с наружной стороны обита тесом и окрашена белилами, а внутри украшены стены живописью. При церкви дом для священника и просфорня.

В 2008-2009 годах произведен капитальный ремонт храма, заменена электропроводка, окрашены стены в белый цвет, заменена кровля, закреплены водостоки и установлен новый купол с крестом.

Свято-Успенский (каменный) храм построен в 1815 году. Престол в честь Успения Божьей Матери.
В 2007-2008 произведен капитальный ремонт храма, заново оштукатурены и окрашены стены в белый цвет, заменена кровля и установлен новый купол и крест.
В 2010 году заменена электропроводка. По периметру храмов возводится деревянное ограждение.





Т.к. время позволяло, отъехали от церкви в лесок, и немного копнули. Но толком ничего не нашли, да и копать было невозможно, гнус заедал.



п. Гагарки. Церковь Николая Чудотворца 1773г.
Церковь отреставрировали.

Внутрь попасть не удалось, но вот внутри кое-что сохранилось. Фото с sobory.ru






Северная двина.

В Красноборском мы решили остановится на пару дней. В планах было скататься из Красноборсого на другую сторону Северный Двины, и доехать там до Верхней Уфтюги. Поначалу думали сразу переправится на противоположную сторону и там заночевать, но увы, все из-за того же уровня воды, паромы ходят 2 раза в день, первый туда в 6 утра и 14, обратно в 8 и 16 часов. Стоимость 800р. Т.к. мы приехали часов в 18, то на паром не успели, стали искать гостиницу в Красноборском. В интернете адрес гостиницы есть, по факту, ее давно уже нет. Поспрашивали у местных, где можно остановится. Никто ничего не знает. Объехали все в округе, ни гостевых домов, ни гостиниц, ни баз отдыха, ничего. И вот когда мы уже решили ехать ночевать в лес, проехав через Красноборский, на выезде из города, замечаем, что тут строится туристический комплекс с гостевыми домами. Блин, и ни один из местных, не сказал, или просто не знал, что на выезде из города есть база отдыха. Хоть там все еще строится, пара корпусов уже функционируют. Комната с душем, туалетом, горячей водой и тв стоила 1000р. Закинув вещи в номер, мы поехали посмотреть еще одно местечко под названием Липова Шеломя.




Дата основания по старому и новому летосчисления.

На берегу реки Евды, в 12 километрах от районного центра есть живописное и легендарное место Красноборской земли. Здесь существовали почти два десятка деревень, теперь уже большей частью заброшенных, разбросанных по окрестным холмам. Вековой лес защищал Шеломя от ветров и напастей. Это историческое место заманивает своей загадочностью и таинственностью. Именно в этих местах, согласно легенде, располагался стан Ермака, покорителя Сибири, который, по заказу промышленников Строгановых, отвоевал у князя Кучума западную Сибирь, расширив просторы нашей державы.




Цитата:
На востоке страны выходцы из вологодской Тотьмы, солепромышленники Строгановы начали крупномасштабное освоение Предуралья. Организовали добычу меди, олова, железа. Но коварный князь Кучум, в то время, хозяин Западной Сибири, тревожит их заводы и поселения набегами, грабит, и Строгановы вынуждены обороняться всеми доступными способами.

Тем временем, на юге в донских степях гуляют вольные казаки, грабят всех, невзирая на титулы. И вот Строгановы, уже имевшие ранее контакт с Ермаком, приглашают дерзкого атамана и его "братву" на защиту своих владений. При этом промышленники сильно рискуют, потому как узнай Царь о сговоре с разбойником, не сносить им головы. С другой стороны, что можно ожидать от лихих людей. Того и гляди: ограбят нового хозяина. Тем не менее Строгановы решились.

Поход на Урал и за его пределы должен быть хорошо подготовлен. Нужно вооружить новоиспеченное войско, одеть, накормить, обучить и дать суда для путешествия. И скрытое от других глаз, включая царские, местечно Шеломя, на чем сходятся многие историки и археологи, вполне могло подойти для этих целей. Тем более что для Ермака это были родные места. (По одной из трех версий родиной покорителя Сибири является деревня Заостровье, что на правом берегу Двины, недалеко от Сельца. ) Также под боком, Сольвычегодск- вотчина Строгановых. А еще Великий Устюг рядом - город богатый, и мастеров-оружейников хватает. А лодки на Двине или притоках можно строить. Да и путь водный в Сибирь еще новгородцами проложен: через Вычегду на Северную Кельтму, там волоком на Каму, из Камы на Чусовую...

Согласно исследованиям краеведов, суда для Ермакова войска строились на речке Уфтюге, на другой стороне Двины. Местное население хранит предания об останках огромного сгнившего струга, который звали Ермаковым. Воинство атамана проходило здесь обучение хождению на стругах, перетаскиванию их через волоки из одной реки в другую. Также шла отработка техники прохождения мелководий: для подъема уровня воды натягивалось просмоленное полотно или парус, которым перегораживали речки. После поднятия уровня воды суда могли двигаться, невзирая на мели.

Скорее всего именно с Ермака и его войска началась жизнь в Шеломя. Демографический взрыв, устроенный лихими людьми, привел к бурному росту числа деревень вокруг и сгладил негативный эффект мора 1571 года. Уже в 17 веке число деревень достигло 16, а в окрестностях Шеломя есть несколько топонимов, связанных с именем атамана: Ермакова гора, деревня Ермачиха, Ермаковский ручей, Ермаковский колодец...

Этот колодец, долгое время являлся целью различных кладоискателей и черных копателей. Ведь, опять же по легенде, Ермак, уходя в поход в Сибирь, не стал брать с собой награбленное ранее добро, чтобы не отягощать войско, и спрятал его в укромном месте - колодце. Пока еще вожделенных сокровищ никто не нашел.

Лагерь будущей экспедиции был разбит на самом высоком месте Красноборского района - Ермаковой горе, откуда хорошо просматривались окрестные реки, ведь Ермак был все еще вне закона и боялся царского войска. На гору вела Ермакова лестница. Эта лестница реально существует, и в 50-е года 20 века она была найдена, откопана и расчищена. Сейчас она вновь заросла.

Итак, 1 сентября 1581 года Ермак Тимофеевич со своим вновь обученным войском выступил в поход на завоевание Сибири.
А Шеломя зажила обычной деревенской жизнью. В 1642 году строится деревянный храм во имя Николая Чудотворца, который стоит до сих пор.







Через 200 лет рядом с ним поставили каменный, также названый Никольским. В 1861 году при церкви открывают школу.







В начале 20 века в селе уже объединены 19 деревень, общим числом жителей более 1000. Помимо своего основного занятия - земледелия, шеломяне занимались ремеслами и промыслами, главным из которых была охота.


Войны и революции 20 века изменили привычный уклад крестьянской жизни, мир разделился на красных и белых, на коммунаров и кулаков. В 30-е годы были организованы 3 колхоза, куда вошла часть хозяйств. 15 хозяйств, как водится наиболее ремесленно продвинутых, были раскулачены.

Великая Отечественная принесла новые испытания. На фронт ушло более 200 шеломян, и многие не вернулись домой. После войны из деревни стала уезжать молодежь. Колхозы вначале укрупнялись через объединения, затем переводились в состав городских совхозов. Постепенно закрывались школы, магазины, почта, клуб. В 1965 году ликвидировали Шеломянский сельсовет, а в 1987 году из всего села осталось только две деревни по одному постоянному жителю в каждой. Но шеломяне никуда не делись, они просто разъехались, храня в памяти свою малую родину. Сейчас, когда модно возвращаться к корням, и ничего не мешает возвратиться и возрождать жизнь в деревне, им не хватало объединяющей силы, способной дать надежду на возрождение. И вот такая сила появилась.


Начали, как это положено, с возрождения храмов. Два бывших жителя села Виталий Андреевич Панов и Александр Григорьевич Поздяев, сейчас уже пенсионеры, начали реставрировать, а, точнее говоря, спасать храмы от дальнейшего разрушения. Начали с крыши, потолка, затем организовали ТОС - территориальное общественное самоуправление - стали поступать средства на замену окон. Работа производится силами коренных шеломян-добровольцев. Сейчас в храме открылась воскресная школа, ведет которую отец Валентин.

Но началось все с камня.

Клинов-камень, названный так в шутку по кличке предков Поздяева, вошел под этим именем в краеведческие книги. Этот камень стоит в живописнейшем месте, на вершине холма, откуда видны как на ладони большинство заброшенных деревень и две церкви: деревянная и каменная. Камень этот памятный. На нем табличка и карта расположения деревень села. У места появилась история, это вызывает гордость бывших шеломян. История связана со всероссийским героем-Ермаком, это привлекает туристов.

После прогулки мы отправились в гостиницу. Завтра надо рано вставать, чтобы успеть на паром.

Все фотографии за день с привязкой к карте: ТУТ

__________________
Коли вы свою машину порешили замонстрячить
То для бамперов возьмите швеллерочек потолщей.
А на кузов наварите слой рифленого железа
Пусть машина весит больше, так в болоте веселей!


Последний раз редактировалось Shel; 09.08.2016 в 11:49.
Просмотров: 9594
Закрытая тема

Теги
архангельская область, гагарки, коряжма, красноборский, липова шеломя, нюба, сольвычегодск, туровец

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB code is Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Вкл.



Часовой пояс GMT +4, время: 17:10.


Tusomans.ru ® 2006-2024
vBulletin® Version 3.7.0.
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.
Перевод: zCarot
TUSOMANS RU


Добро пожаловать в туристический клуб “TUSOMANS”
“TUSOMANS” — это все, что связано с туризмом по России. Никакими словами нельзя описать всю красоту природы.
Ее надо видеть. Хотя бы на фотографиях на нашем сайте.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования