Старый 12.11.2010, 14:48   #1
17-30.10.10 - Русский север 2010. Прионежье (день 4)
 
Аватар для Shel
Shel
Tusoman репортёр
Регистрация: 17.11.2006
Адрес: Мёртвый город
Возраст: 36
Сообщений: 5,299

Версия для печати Отправить по электронной почте
Shel Shel вне форума 12.11.2010, 14:48
Рейтинг: ()

День 4
Кенозерский заповедник. Прогулка по Кенозеру.

Спалось в 50 метрах от озера, просто отлично. Но утром, под окнами у кого-то сработала сигнализация и всех нас разбудила. Что сигналка сработала не у наших машин, это 100%. Для нас так и осталось загадкой, чья машина заорала под окнами.
Ксю выглянула в окно, и увидела кучку мужиков, которые терлись вокруг УАЗика, рассматривали его и обсуждали =) Время было почти 8 часов...




Через час, Ксюха пошла вытаскивать флешку из видеорегистратора, который всю ночь работал и записывал рассвет =)

Вот что из этого получилось:



Сегодня у нас был очень насыщенный день. В 09:00 подъем, завтрак впопыхах, и в 10:00 экскурсия по деревням на островах южной части Кенозера.
По началу погодка была не очень, и я даже беспокоился, что наша экскурсия по Кенозеру не состоится.
Вообще то навигация в это время уже закончилась, и все лодки были на суше, но в Визит-центре нам все-таки организовали лодку. Да и погода уже потихоньку налаживалась =)





А вот и наш проводник приплыл..

Т.к. он наверно рассчитывал, что мы в болотных сапогах, он остановился довольно далек от берега.... Но хорошо, что он потом так сказать, перепарковался к причалу =)





А погодка становилось все лучше

У вот мы уже плывем к первому месту...





Первое место, которые мы посетили, это Медвежий остров с часовней Священномученика Власия XVIII-XIX века


Наш проводник показал нам дорогу, по которой надо идти, а сам поплыл на противоположную сторону острова, ждать нас там.




На северной оконечности Медвежъего острова - самого большого на Кенозере, на самом краю широкой луговины, словно отмечая границу между, находившейся здесь когда-то небольшой деревушкой, и лесом, стоит скромная часовенка святого Василия, заступника и охранителя домашнего скота.


Часовня вписывается в окружающую природу, обогащает ее и равноправно входит в ансамбль кенозерских часовен, типичных по строению, но неповторимых по образу. Неподалеку от часовни растет строгая аллея можжевельников.
Люди выехали отсюда на центральную усадьбу вместе с домами еще в 60-е годы прошлого века.
По архитектурно-конструктивным особенностям специалисты датируют постройку концом XVIII - началом XX веков, но поселение на этом месте возникло, несомненно, намного раньше. Часовня Святого Власия относится к типу клетских, состоит из небольшого сруба и имеет традиционное строение: крыльцо ведет на небольшое гульбище, далее идет молельный зал.
Конечно, за долгую жизнь её неоднократно ремонтировали, в конце XIX века в соответствии с указанием Синода устроили дощатую обшивку. Декоративное убранство внешнего вида скромное - небольшая главка, крытая лемехом, простые пилястры на торцах бревен, вынос фронтона украшен профилированными причелинами, на коньке кровли традиционный охлупень.
Внутреннее убранство часовни не сохранилось.
Святой Власий особо почитается на Кенозерье. Наряду с Флором и Лавром он считается покровителем домашнего скота. Русская Православная церковь чтит память о Священномученике Власий 11 февраля. Часовня на Медвежьем острове охраняется не только как памятник деревянной архитектуры, а, главным образом, как памятник исчезнувшей деревне и добрым трудолюбивым людям, жившим здесь. В 2001 году привлеченные специалисты из Санкт-Петербурга отреставрировали часовню. Финансирование работ осуществляли Министерство культуры РФ.

Вот так выглядела эта часовня до реставрации:




А это уже после реставрации, т.е. сейчас...






Вокруг потрясающей красоты природа...










На другую сторону острова, мы пошли по тропинке среди можжевельника

















Отплываем в деревню Горбачиха с часовней Иоанна Крестителя XIX в.




Наш проводник


По берегам Кенозера разбросано много маленьких и не очень деревушек


Подплываем к д. Горбачиха




На берегу нас тут же встречают местные жители =)







А вот и сама часовня Иоанна Крестителя XIX в
В деревне Горбачиха (ударение на 'и'), которая находится в наиболее живописном месте Кенозера - южном берегу, сохранилась часовня Иоанна Крестителя XIX в. и пятиугольная часовня Николая Угодника XIX в. Часовня стоит в почитаемой священной роще, и это сочетание является уникальным, встречающимся в основном на Кенозере.

Невозможно установить точное время возникновения или создания рощ. Предполагается, что они возникли в местах капищ или нахождения древних идолов. В каждой роще поставлен крест или возведена часовня в знак святости. Но часовни и кресты это, по словам историка Теребихина, «не мертвые осколки поверженного языческого идола, а вторичное религиозное новообразование, порожденное религиозным гением русского народа, особенно ярко раскрывшемся в ходе освоения иноприродного, инородческого и иноверческого Севера». Суровая природа Севера предполагает необходимость гораздо большего подстраивания под нее, чем на юге. Поэтому здесь идет большее поклонение старым хвойным деревьям, чем родникам, традиционным для средней полосы. Здесь, на Кенозере, произошел сплав христианства и единения с природой, отражающийся как раз в почитании еловых и сосновых рощ.

Вечнозеленая, «вечноживущая» ель является одновременно и символом жизни, и символом вечной жизни - вечного покоя.

Еще с глубокой древности у европейских (германских, финно-угорских, славянских) народов вечнозеленые деревья (ель, сосна, можжевельник, лиственница) символизировали бессмертие, были вместилищем сакральной жизненной силы. Новогодняя традиция украшать елку восходит к древним представлениям кельтов, эстов, литовцев, славян, финно-угорских народов о том, что особая жизненная сила и энергия этих деревьев может приближать весну, помогает плодородию и обещает благополучие, а духов, обитающих в зеленых ветвях, надо ублажать подношениями, подарками, которые развешивали на елках. В религиозно-магических представлениях финно-угорских народов ель была связующим звеном между мифологическими мирами - живых и мертвых - и потому широко использовалась в похоронной обрядности.






По негласным правилам, восходящим своей историей к религиозным табу, в Священных рощах запрещена любая хозяйственная деятельность: на этих участках нельзя рубить деревья, ломать сучья, заготавливать бересту. Также не рекомендуется громко разговаривать, петь и рвать цветы. Если дерево или ветви упали, то оно не выносится из рощи, а складывается там же между других деревьев. Но с другой стороны рощи активно посещались, там проводились различные религиозные действа. Как правило, эти островки елового леса окружены полями, огородами, либо гораздо более молодым лесом, и, в силу небольшой площади, в рощах не образуется того микроклимата, который есть в большом лесу и который способствует размножению деревьев. Поэтому рощи медленно, но верно уменьшаются в площадях и гибнут.
















Отплываем в следующую деревню, деревню Тырышкино. В этой деревни стоит две часовни. Это часовня-крест Успения Пресвятой Богородицы XIX в. и Часовня XIX в. в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы
Собачки решили нас проводить =)





Само название деревни (Тырышкино) связано с первыми русскими поселенцами в этом крае. На Новгородчине и в северных русских землях «тарышками» или «тырышками» называли в 16-17 веках служилых людей среднего звания – дьячки, подьячие, писцы. Именно ими и была основана деревня. В конце 19-начале 20 веков это было небольшое (по тем временам) село – 14 дворов, 209 жителей. Дома в селе были красивые.






Шли до часовен долго, т.к. они находятся не в деревне, а неподалеку от нее, в лесу.









Вот мы и на месте. Они, часовни, находятся в священной роще.
Первой из леса показалась маленькая Часовня-крест Успения Пресвятой Богородицы XIX.


Если часовни Кенозерья в один архитектурно-типологический ряд, то первыми в нем окажутся простейшие постройки, такие как Часовня-крест Успения Пресвятой Богородицы XIX - самая маленькая из часовен Кенозерья

Эта часовня настолько мала, что входная дверь заняла всю ее западную стену, и не хватило высоты для устройства потолка. Внутри, на полке у восточной стены, стоит всего одна икона, из-под которой спускается плат с вышитым крестом, а рядом развешаны полотенца. Это крохотный сруб, крытый на два ската, внутри которого впору поместиться только одному человеку, и то коленопреклоненно. Раньше на этом месте первыми поселенцами был построен придорожный крест, впоследствии замененный на небольшую часовенку. Часовня крест Успения Пресвятой Богородицы миниатюрна, но дорожного путника она встречает так же гордо, силуэт ее креста на фоне темных еловых лап прям и строг.





в 1989 году были проведены противоаварийные и консервационные работы, силами студенческого строительного отряда Архангельского государственного педагогического института.
в 2006 году плотниками Кенозерского национального парка выполнен ремонт кровли.

Вот так часовня выглядела до реставрации:

В 100 метрах от нее, находиться часовня, по больше.
Часовня Параскевы Пятницы 19 века

Часовня XIX в. в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, женской заступницы, спрятана в глубине «святой» рощи. Часовня клетского типа, широко распространенного в районе Кенозера. Помещение состоит из двух срубов, покрытых единой двухскатной кровлей, которому противопоставляется высокая восьмигранная колокольня с шатровым покрытием. Этот прием характерен для часовен, расположенных среди больших деревьев - колокольня позволяет различить постройку на значительном расстоянии от нее.







27 октября Православная Церковь чтит память Параскевы Пятницы. Издавна она почиталась как заступница женщин, покровительница женской работы, в особенности зимней. Ее представляли в виде худой, высокой женщины с распущенными волосами. Женщины, особо почитая эту святую угодницу, обращались к ней во всех сложных ситуациях и неприятностях. Святая мученица - целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов. Параскеву, наряду с Богородицей, считали покровительницей брака и родов, а дни Покрова и Пятницы виделись тождественными и заменяющими друг друга. С наибольшим уважением к Параскеве Пятнице относились девушки и женщины, отчего этот день и получил название «бабьего» или “женского” праздника.
Внутри часовни повсюду оставлены платки и полотенца - заветы. Завет - это древняя христианская традиция, проявление усердной молитвы и искренней веры в заступничество святых. При этом заветом может быть обещание сходить в монастырь или храм, поставить свечу перед иконой, пожертвовать в храм деньги, не работать в определенный праздник, а также повесить к иконе или на крест полотенце, платок, пелену, отнести в часовню какую-либо одежду. Считается, что "платяной завет лучше, чем свеча".
Смысл завета объясняют так: "Господь проверял нашу совесть - выполнишь, нет". Эти тканые привесы понимаются как воплощенная молитва. Внутреннее убранство часовни сохранилось частично, в интерьере имеется рама двухрядного иконостаса, каркасный потолок – небо, с полностью сохранившейся монументальной живописью кон. XIX в. свечные столики, множество заветных полотенец и платков.









После осмотра, мы отправились в обратный путь, к лодке...




Следующая наша цель, это деревня Семеново в которой стоит часовня Флора и Лавра XIX в.

В деревне нас встретила игривая собачка, с которой наверно давно никто не играл.
И тут, ей на радость, появляется Ксюха =)










Идем к часовне...




На склоне около домов пасется лошадка =)




Вот и сама часовня Флора и Лавра XIX в

Часовня Флора и Лавра стоит на возвышенности над озером в центре деревни и является своеобразным ориентиром в её редкой для Севера “замкнутой” планировке. Часовня Флора и Лавра - клетская постройка с крытым крыльцом, все её помещения расположены на общей продольной оси. Часовня имеет скромный декор фасада из сухариков (декоративное украшение в виде ряда направленых вниз зубчиков) по внутренней образующей фронтона. В период капитального обновления (К.Ф. Никифоровым в 1912 г, о чём свидетельствует надпись, обнаруженная на подшивке карниза) часовня была обшита тесом снаружи к изнутри, был поставлен иконостас В это же время крыльцо было перенесено на западный фасад и вместе с галереей наглую обшито тесом. Сохранились два точеных столба, поддерживавших выносы верхних бревен сруба часовни, и два столба, на которые опиралась односкатная крыша крыльца. Основное помещение для молящихся имеет плоский потолок, расписанный простым орнаментом (в центре - цветок, по углам - четверть окружности). В конце 1980-х гг. силами студенческого строительного отряда была “раскрыта” обшитая галерея, крыльцо с западной стены перенесено на северную. Имеются следы звонницы, но ее воссоздавать не стали.
Православная Церковь празднует память святых мучеников Флора и Лавра 31 августа. По устному преданию с открытием мощей святых мучеников прекратится падеж скота. Тогда и началось почитание святых Флора и Лавра как покровителей лошадей. Это почитание пришло на Русь с Балкан - родины братьев. Именно тан возникла предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены Архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми. В древних иконописных подлинниках Руси дается наставление, что святые Флор и Лавр должны быть написаны с конями, которым они покровительствуют.
Существовал на Руси удивительный народный обычай: на “лошадиный праздник”, как называли день памяти Флора и Лавра, пригоняли к церквам и часовням лошадей со всех окрестных сел и деревень. И в деревне Семенове 31 августа расчесанные гривы и хвосты коней убирали лентами самых ярких цветов и наряжали их в расшитые полоны и сбрую, купали в водоемах, кормили овсом и ни в коем случае на них не работали в этот день. После торжественного молебна святым мученикам Флору и Лавру тут же перед часовней лошадей окропляли святой водой. Раньше говорили: “Если умолил Флора и Лавра, жди лошадям добра”.
Часовня Флора и Лавра значима не только с точки зрения архитектуры. Несомненный интерес представляет трехъярусный иконостас, написанный местными мастерами, в котором большинство икон отличаются яркой цветовой гаммой, с превалирующим красным цветом - такие иконы в народе называют “краснушками”. На протяжении многих десятков лет хранила часовню Флора и Лавра Анна Федоровна Силуянова. Она олицетворяла собой живую связь времен, совесть и память Территории. Анна Федоровна ушла из жизни в возрасте 91 года, всего 2-х дней не дожив до 10-летия Кенозерского национального парка. Сегодня её дело продолжает Лидия Ивановна Силуянова.















В этот раз провожать нас пришла лошадь =)

Плывем дальше, в деревню Зехново. В этой деревне находится часовня Иоанна Богослова XVIIIв.




Эх, вот такой бы домик на дачу поставить =)






А вот и часовня Иоанна Богослова XVIIIв

Часовня Иоанна Богослова - выдающийся памятник культовой архитектуры Кенозерья, редчайший тип часовен в Архангельской области с галереей на консолях. Часовню отличает соразмерность частей и деталей: широкие скаты кровли, изящное завершение в виде большой главки на тоненькой шейке и удачная постановка в ландшафте создают неповторимый художественный образ. Часовня расположена на вершине холма и доминирует в застройке исторического поселения. Рядом с часовней сохранились остатки «святой» рощи, возраст деревьев в которой около 200 лет. Ранее часовня Иоанна Богослова образовывала парную композицию с часовней Георгия Победоносца в д. Спицыно, расположенной по другую сторону залива и подобной ей по архитектурному образу.








Часовня посвящена Иоанну Богослову - одному из почитаемых святых на Кенозерье. Память Апостола евангелиста Иоанна Богослова Русская Православная Церковь чтит 21 мая и 9 октября.
Часовня Иоанна Богослова откосится к типу клетских и состоит из одного сруба, почти квадратного в плане. Однако зодчие дополнили «типовой проект»: сруб-клеть поднят на подклет, плавно нарастающие выпуски бревен которого - консоли служат опорой широкой открытой галереи, с трех сторон опоясывающей сруб. Основной объем и галерея крыты общей двускатной крышей с малым уклоном, которая опирается на резные столбики. С запада над галереей устроена невысокая каркасная звонница - восьмерик со шпилем и крестом. Храмовая часть увенчана главой с крестом врезанной в конек кровли. Крыша и консоли галереи выполнены под одним углом наклона, отчего с восточной стороны силуэт постройки представляет четкий ромб со срезанными боковыми углами. Внутренне убранство часовни сохранилось частично. На восточной стене располагается рама двухъярусного иконостаса, ранее в первом ряду которого были установлены иконы с изображением праздников и святых, во втором - деисусный чин. Потолок часовни перекрыт 12-ти гранным "небом" с изображением архангелов. Пропорции фигур святых слегка удлиненны. Их позы статичны, но оживлены складками и драпировками одежд с тонкими графичными разделками. Над росписью “неба”, несомненно, работал профессионал-иконописец. Авторская живопись, возможно, второй половины XVIII века.
















Также нам разрешили подняться на колокольню.
С нее открывается потрясающий вид на окрестности.












Потом мы пошли к водяной мельнице. Но, к сожалению, она была закрыта, и внутрь нам попасть не удалось. Но мы не очень расстроились, т.к. были на такой же, действующей мельнице в Кенозерском заповеднике, но не в Плесецком секторе, а в Каргопольском.














На некоторых домах прибиты звезды, это означает, что из этого дома ушли на войну и не вернулись. Каждая звезда это человеческая жизнь.

Вся прогулка у нас заняла около 3,5 часов.








Вернувшись в гостиницу, мы замутили обед и в 15:00 снова рванули на экскурсию по деревне Вершинино.


Посмотрели полуразрушенную и слегка отреставрированную Успенскую церковь.





Вот так выглядела эта церковь раньше.




Потом пошли в рухлядный амбар





Когда мы в него зашли, у меня глаза на лоб от удивления вылезли!
В музее была большая коллекция церковных небес!





















И вообще, в музее оказалось много чего интересного!









Деревянную часовню Николая Чудотворца XVIIIв
Никольскую часовню можно назвать прототипом клетских часовен Кенозерья: подобно старому дереву, она раскидала свои семена по озерным берегам. Как подлинный архитектурный шедевр, ее можно рассматривать бесконечно, она зрительно подчиняет себе всю округу и видна из многих уголков озерного плеса, с любого из больших островов. Часовня как бы закрепляет вершину высокого берега и, одиноко стоя среди широкого оголенного пространства, выглядят монументальным сооружением. Неслучайно Никольская часовня стала символом Кенозерского национального парка.





До реставрации:


Сейчас:

В интерьере часовни частично сохранилась рама двухъярусного иконостаса и 16-тигранное “небо” XIX в. со сценой “Распятие” и фигурами Богоматери, Мария Магдалины, Иоанна Богослова, Логина Сотника, архангелов, выполненными в очень выразительной, запоминающейся, своеобразной народной манере.
Как известно, Николай Угодник - один из самых почитаемых на Руси святых. Он и чудотворец, и угодник, самый удивительный, строгий, ласковый и добрый. Защитник слабых и угнетенных, плавающих и путешествующих, охраняющий каждый шаг русского человека. Не случайно, на, Кенозере наибольшее количество престолов приходится на Николин день: его отмечают в Усть-Поче, Вершинина, Бухалово. Свечу или лампаду у иконы Св. Николая зажигают и в других часовнях.













Потом поднялись на колокольню.
На колоколе была дата 1780 (или 1730)






Также посетили несколько маленьких музеев.
Мастерская древодела:




Мастерская кузнеца






И еще один музей Визит-центра.









Короче день у нас был мега насыщенным!
В завершение дня посетили местные магазинчики, хотели купить там картошки, чтобы вечером пожарить. Но как оказалось, в местные магазины картошку не завозят потому, что все в деревне сами ее выращивают. Продавщица сказала, зайдите в любой дом, вам там продадут. Короче, купили у местных жителей эту картошку, а в гостинице из нее замутили вкусный ужин =)

Ну и в заключении, несколько видюх на тему Кенозера.

Кенозерский национальный парк (КенАрт 2010)


Из цикла передач "Достояние республики" (канал Кльтура)


Роняла лебедь перья на Кенозерье
(часть 1)


(часть 2)

Ну и фрагмент нового фильма, который вышел в ноябре 2010
Кенозеро: "Небесные" часовни и земные хранители. Очень хочеться найти полную версию фильма....

__________________
Коли вы свою машину порешили замонстрячить
То для бамперов возьмите швеллерочек потолщей.
А на кузов наварите слой рифленого железа
Пусть машина весит больше, так в болоте веселей!


Последний раз редактировалось Shel; 25.12.2014 в 19:47.
Просмотров: 18041
Закрытая тема

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB code is Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Вкл.



Часовой пояс GMT +4, время: 03:16.


Tusomans.ru ® 2006-2018
vBulletin® Version 3.7.0.
Copyright ©2000 - 2019, Jelsoft Enterprises Ltd.
Перевод: zCarot
TUSOMANS RU


Добро пожаловать в туристический клуб “TUSOMANS”
“TUSOMANS” — это все, что связано с туризмом по России. Никакими словами нельзя описать всю красоту природы.
Ее надо видеть. Хотя бы на фотографиях на нашем сайте.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования