Вернуться   Туристический клуб TUSOMANS - интересные места, отчеты о путешествиях, история и краеведение! > Фото и Видео > Походные фото и видео > 2014

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 04.06.2014, 13:27   #1
17-30.05.14 - Урал 2014 (день 5)
 
Аватар для Shel
Shel
Tusoman репортёр
Регистрация: 17.11.2006
Адрес: Мёртвый город
Возраст: 40
Сообщений: 5,413

Версия для печати Отправить по электронной почте
Shel Shel вне форума 04.06.2014, 13:27
Рейтинг: ()

Урал 2014
День 5 (Усьва - Кротово)



Утром Юра поехал домой в Чусовой, а мы отправились в сторону Кизела, на встречу Дашке.

От Кизела осталось непонятное впечатление. Много разрухи, плохие дороги. Хотя может если и погулять по городу, мнение изменится.




Первым делом мы поехали в Чаньвинские пещеры.
Чаньвинские пещеры в Пермском крае интересны не своей протяженностью, сколько своими тайнами. Это уникальнейшее место, аналогов которого на территории Среднего Урала не известно. В этих пещерах на протяжении нескольких тысяч лет располагалось капище. Эти места были священными для живших здесь людей. Находясь здесь, в этих глухих и величественных местах, можно действительно невольно поверить в существование лесных духов.

Дорога до съезда к реке Колюшка - разбитый грейдер, на пузатерке проехать можно, но медленно. Спуск к реке - заросшая дорога, которая идет под горку. Тут уже полный привод приветствуется.




Спускались долго. По дороге много поваленных деревьев, колея и т.п. Пришлось потрудиться, чтобы хоть немного очистить дорогу для проезда. Внизу полянка с беседкой. Там и оставляем машину.


Спускаемся к реке.



Воды сейчас много, хорошо метрах в 30, через реку лежат поваленные деревья.





Видимо, раньше тут была дорога до реки Чаньва. Сейчас кто по ней и катается, то местные джиперы. Но видимо за этот год сюда еще никто не доезжал, т.к. дорога не размешана.



Выходим к р. Чаньва.
Река Чаньва – левый приток реки Яйвы. Длина этой горной и быстрой реки – 70 километров. Она течет по достаточно дикой почти безлюдной местности. Населенных пунктов на реке Чаньва нет.

Чаньва течет по глубокой скалистой долине, в склонах которой есть много пещер и гротов. Немало пещер и по притокам Чаньвы.



Из Чаньвинских пещер самые известные и посещаемые две – пещера Чаньвинская (Вогульская, Вогульское капище, Копижная) и пещера тайн. Во вторую мы не ходили.

Пещера Чаньвинская находится на левом берегу реки Чаньва в 250 метрах от устья речки Копижная.

Пещера поражает своим огромным входным гротом: 15 метров в высоту и 27 метров в ширину. Это рекордная величина входа для пещер Пермского края. Протяженность пещеры – 90 метров (по другим данным – 70). Она находится на высоте 25 метров над урезом воды.



Начиная со времен верхнего палеолита это место было священным для живших здесь народов. Вплоть до середины XIX века на протяжении многих веков в этой пещере было вогульское (мансийское) святилище. Шаманы проводили здесь магические ритуалы, приносили жертвы. Чтобы принести дар своим богам люди шли даже из-за уральских гор.



Первое упоминание пещеры относится к 1771 году, когда в этих местах побывал академик И.И. Лепехин. Правда, в пещере он не был, информацию о ней записал со слов местных жителей. В частности Лепехин написал, что пещера завалена костями оленей и лосей, также в ней можно было увидеть деревянных идолов. К сожалению, уникальное святилище уничтожил одержимый идеей борьбы с язычеством священник из села Верх-Яйва… После этого манси перенесли место жертвоприношений в другое, не оскверненное место.



Первые археологические раскопки в Чаньвинской пещере (а также в пещерах поблизости) были предприняты С.И. Сергеевым в 1893-94 годах. В заложенном шурфе глубиной два метра Сергеев нашел множество религиозных предметов (в том числе предметы пермского звериного стиля), бронзовые украшения, домашнюю утварь, наконечники стрел, а также монеты X - XI веков. Были найдены бронзовые бляшки с изображением человека-лося, стоящего на ящере.



Как выяснилось, в этой пещере на протяжении многих веков жгли ритуальные костры. Слой золы достигал в разрезе двух метров!



У входа в пещеру установлен деревянный идол, а около него был выложен круг из камней.





Возвращаемся обратно. На посещение пещеры ушло много времени, плохая дорога и 4км пешком вдоль реки. После пещеры, едем в Усолье. В городе сохранились многочисленные памятники архитектуры XVII—XIX веков: Спасо-Преображенский собор с отдельно стоящей колокольней, палаты Строгановых (ныне музей), несколько церквей, особняков.

Усолье было основано в 1606 году, как центр солеваренной промышленности на месте слободы Новое Усолье. До конца XVIII века, Новое Усолье было главным селением Строгановых на Каме. В 1895 году насчитывалось 40 соляных скважин. Из-за строительства Камской ГЭС значительная часть города была затоплена; жители переселены на более возвышенные участки побережья.

Кама вышла из берегов.


Усолье.

Церковь Николая Чудотворца 1820г.
Никольская церковь. 1813-1820 гг. Архитектор А. Н. Воронихин. Построена в честь победы России над Наполеоном, о чем говорила надпись на бронзовой доске, установленной в алтаре. Церковь выстроена в стиле классицизма. План здания крестообразный.
К центральному, увенчанному куполом на низком барабане, кубическому объему примыкают с трех сторон дорические четырехколонные портики с треугольными фронтонами, а с запада — паперть с двухъярусной колокольней, завершенной небольшим куполом со шпилем. Вход в колокольню оформлен дорическим четырех-колонным портиком. Углы здания и барабан купола обработаны рустом. Над оконными проемами основного храма и апсиды устроены неглубокие ниши с барельефами, дверные проемы украшены сандриками. Сдержанная трактовка фасада еще более подчеркивала богатое устройство интерьера. В интерьере обращает на себя внимание купол центрального объема. Алтарь перекрыт цилиндрическим кессонированным сводом. Судя по чертежам продольного разреза и сохранившимся фрагментам отделки, интерьер церкви производил внушительное впечатление. Помещение церкви имеет восьмигранную форму в плане. На стены опирается цилиндрический барабан купола. Переход от стен к барабану скрыт за большим карнизом верхнего антаблемента. Ниже, по стенам, расположены декоративные полуциркульные фронтоны, опирающиеся на второй антаблемент, который покоится на трехчётвертных колоннах и пилястрах ионического ордера. На полях стен, очерченных декоративными арками, размещались барельефы. В отделке применен искусственный мрамор.
Конструкция церкви обычна для зданий Прикамья XVIII—XIX вв. Фундаменты бутовые, стены выложены из большемерного кирпича на известковом растворе. Сводчатые перекрытия стянуты железными связями. Железом проложены и кирпичные перемычки над окнами, антаблементы над колоннами и фронтоны портиков.
Есть предположение, что автором постройки является архитектор А. Н. Воронихин. Наиболее убедительные аргументы в пользу этого такие: церковь заложена в последние годы жизни Воронихина, когда он много сил отдавал делу увековечения народного подвига в войне против Наполеона (создание проекта храма Христа; монумента из пушек, отбитых у французов; золоченых досок для Казанского собора). В эти же годы зодчий создал проект другого храма, общая композиция которого напоминает Никольскую церковь. Интерьер усольской церкви повторяет разработку внутреннего пространства, сделанную Воронихиным при перестройке минерального кабинета Строгановского дворца в Петербурге. В собрании музея Академии художеств обнаружены чертежи (фасад и разрез) однокупольной церкви, очень похожей на Никольскую. Возможно, что найденные листы — один из вариантов Никольской церкви в Усолье.

Источник: Памятники истории и культуры Пермской области. Сост. Л.Шатров. - Пермское книжное издательство. – Пермь, 1976.




Спасо-Преображенский женский монастырь.
Собор Спаса Преображения 1727г.

В прибрежном ансамбле занимает главенствующую роль, являясь своеобразным эталоном этажности для всех позже возводимых построек. Каменный собор был построен на месте прежде существовавшей деревянной Казанской церкви.
О строительстве Спасо-Преображенского собора в Усолье, есть запись в "Летописи о церквах Нового Усолья": "Строгановы... Императором Петром... пожалованы в бароны. В знак усердия... и в благодарность Богу... в 1724 г. иждивением барона Сергея Григорьевича Строганова основана в Усолье церковь каменная".
Собор строился одновременно с каменным домом (палатами) Строгановых, теми же мастерами; объемная композиция, кирпичный набор, рисунок декора собора и палат во многом одинаков – оба здания составляют единую градоформирующую композицию. Здание неоднократно страдало от больших Усольских пожаров, перестраивалось, но композиция в целом оставалась неизменной. В 1822 г. западный фасад собора был застроен полукруглой папертью-ротондой.
В настоящее время – действующая православная церковь. После пожара, уничтожившего деревянную звонницу Спасо-Преображенского собора, началось сооружение каменной колокольни. Башня соборной колокольни – последнее в ряду сооружений XVIII века, являлась доминантой всего архитектурного ансамбля. Находится между собором и Строгановскими палатами на береговой линии. Колокольню строили в 1730 г. "соликамские подрядчики Рязанцев, Котельников и Кожин и за сию с основания кладку взяли 120 рублей".
Колокольня имеет высоту около 50 метров. Шести ярусная башня до пожара 1842 года она венчалась высоким шпилем с флюгером. Интересно архитектурное решение: в плане колокольня - неправильный восьмиугольник, что способствует изменяемости ее контуров при обзоре с различных точек.
Углы арочных проемов раскрепованы пучками полуокон. Сложные «с изломом» завершения ярусов башни позже заменены на куполообразные. Не сохранилась и полихромная раскраска фасадов. Столп колокольни просматривается от вершины до основания только с западной стороны, так как в 1832-1835 гг., нижний ярус колокольни был застроен каменными торговыми рядами, в связи с перепланировкой города и для укрепления наклонившейся колокольни.
Одновременно были выстроен торговый ряд параллельно южной стороне Спасо-Преображенского собора.
В настоящее время торговые ряды находятся в полуразвалившемся состоянии. Только после восстановления рядов весь прибрежный ансамбль приобретет прежнюю целостность. Памятник архитектуры Российской Федерации.







Палаты Строгановых.


Остатки на берегу.






Наш Jimny и Дашкин Матизззз =)





Неподалеку Церковь Владимирской иконы Божией Матери 1757г.
Т.к. вода поднялась, попасть внутрь не получилось.





Последнее место, куда мы хотим доехать, это село Верх-Боровая. Там находится древнейшая из сохранившихся каменных церквей Урала.
Деревня Верх-Боровая с уникальной церковью находится в Соликамском районе Пермского края, примерно в 20 километрах к северо-востоку от города Соликамска. Доехать до Верх-Боровой можно только на внедорожнике, поскольку состояние ведущей сюда грунтовой дороги неважное. Из Соликамска нужно ехать через села Тохтуева, Кокорино.

Пока искали нужную дорогу, потихоньку начало вечереть, начали сгущаться тучи, и даже в какой-то момент пошел хороший такой ливень, который освежил дорогу и машины =)

Оставив Дашкин Матиз в Куркино (дальше на нем просто не проехать) и пересадив ее к нам, мы поехали дальше. В принципе, особых засад не наблюдалось, но пара веселых мест была.



Въезжать в деревню надо через мостик, довольно стремный, с большой ступенькой. Рядом, старый мост.


Церковь Воздвижения Креста Господня 1678г. в п. Верх-Боровая.

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ каменная. Древнейшая из сохранившихся каменных церквей на Урале, замечательный образец русского каменного зодчества XVII в., "строение усольца посадского человека Ивана Третьякова и приходских людей". По др. источникам - строитель церкви Иван Иванович Калинников - один из потомков Калинниковых, основателей верх-боровского солеварения и Соли Камской. Одноглавая церковь с двухсветным основным храмом расположена в центре села, на живописном берегу р. Боровая. В кон. 17 в. церковь была расширена: поставлены Южный Георгиевский придел и с запада - колокольня (1683-1691).Все помещения перекрыты сомкнутыми сводами с железными связями (исключая Георгиевский придел, имеющий деревянное перекрытие), наличники окон изящно и очень изобретательно выполнены из фигурного кирпича. В килевидные кокошники двух окон вставлены красные (неглазурованные) изразцы с рельефным рисунком восьмиконечного креста, трости, копья и текстом из тропаря. Позднее подобного рисунка изразцы применят на Спасской и Богоявленской церквях Соликамска. Гл. примечательность Крестовоздвиженской церкви - храмозданная надпись. Она опоясывает храм по периметру в три яруса: буквы - древнеславянская вязь - выделаны из кирпича с большим мастерством. Буквенные строчки обрамлены фигурными кирпичами - "веревкой". Слова разделены рельефами двух видов - балясинами и изображением павлинов. В тексте буквами указана дата возведения церкви и сообщается, что "построена сия церковь во имя честного и животворящего креста Господня и святого великомученика Георгия при благочестивейшем государе царе и великом князе Федоре Алексеевиче всея и малыя и белыя России самодержце и при великом господине нашем епископе Вятском". Памятник привлекал внимание многих исследователей края - И. Я. Кривощекова, Н. Н. Новокрещенных, П. С. Богословского. В 1954 г. церковь была обследована и обмеряна архитектором Ф. М. Тольцинером, составлен план реставрации. Храм отличается небольшими размерами, тонкого рисунка резьбой портала. Высота основного храма в интерьере 7,1 м, высота трапезной 8 м., первоначальный план 16,42 х 7, 05 м.

Источ.: РГАДА. Ф. 214, оп. 1, д.1468, л. 792.
Г. Д. Канторович РГАДА. Ф. 214, оп. 1, д.1468, л. 792.
Памятники истории и культуры Пермской области / сост. Л. А. Шатров. 2-е изд., перераб. и доп. Пермь: Кн. изд-во, 1976. 220 с.: ил., Из содерж.: Памятники архитектуры XVI - нач. ХХ в.: Соликамский р-н. Воздвиженская церковь. С. 101.

Храм опоясывает надпись на старославянском языке. Буквы изготовлены из кирпича. Это самая главная отличительная особенность храма в Верх-Боровой. Вряд ли где-то еще на Урале можно встретить что-то подобное.

В тексте говорится: «построена сия церковь во имя честного и Животворящего Креста Господня и святого великомученика Георгия при благочестиваом государе царе и великом князе Федоре Алексеевиче всея и малыя и белыя России самодержце и при великом господине нашем епископе Вятском». Буквенные строчки обрамлены особыми фигурными кирпичами, а слова разделены рельефами – балясинами и изображением павлинов.

Наличники окон выполнены из фигурного кирпича. В килевидных кокошниках двух окон – неглазурованные изразцы с рельефным рисунком восьмиконечного креста, трости, копья, сопровождаемые церковным текстом.






Внутренние помещения перекрыты сомкнутыми сводами.










В настоящее время древнейший уральский храм находится в полуразрушенном состоянии =(

Вид от церкви.




В деревне недалеко от церкви установлен памятник.




Вид с моста на реку Боровая.

В 2-3 километрах от деревни находится урочище Рассолы с соленым родничком и рассолоподъемной трубой. Она осталась еще от основоположников прикамского солеварения - солепромышленников Калинниковых. До этого места мы, к сожалению, не доехали. Времени не хватало, да и тучи сгущались.


В Коркино, где Дашка оставила машину, вернулись уже когда почти стемнело. После дождя начал появляться туман.




Родники на дне прудика.









На ночевку встали в поле, в нескольких километрах от деревни. Девчонки сразу пошли копать, пока не начался дождь.




А тучка надвигалась о-го-го. Молнии сверкали такие, что становилось просто страшно.


Жаль на видео так и не получилось заснять молнии.


Хотя на одной из фоток, немного молнию захватил =)

Когда начался дождь, расползлись по машинам, выпили пивка и легли спать.

Все фотографии за день с привязкой к карте: ТУТ

__________________
Коли вы свою машину порешили замонстрячить
То для бамперов возьмите швеллерочек потолщей.
А на кузов наварите слой рифленого железа
Пусть машина весит больше, так в болоте веселей!


Последний раз редактировалось Shel; 09.08.2016 в 11:52.
Просмотров: 10489
Ответить с цитированием
Ответ

Теги
верх-боровая, западный урал, кокорино, куркино, пермский край, река колюшка, река чаньва, усолье, чаньвинские пещеры


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB code is Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Вкл.



Часовой пояс GMT +4, время: 08:36.


Tusomans.ru ® 2006-2024
vBulletin® Version 3.7.0.
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.
Перевод: zCarot
TUSOMANS RU


Добро пожаловать в туристический клуб “TUSOMANS”
“TUSOMANS” — это все, что связано с туризмом по России. Никакими словами нельзя описать всю красоту природы.
Ее надо видеть. Хотя бы на фотографиях на нашем сайте.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования