Старый 03.09.2015, 14:16   #1
14-29.08.15 - Заонежье 2015 [День 13]
 
Аватар для Shel
Shel
Tusoman репортёр
Регистрация: 17.11.2006
Адрес: Мёртвый город
Возраст: 36
Сообщений: 5,319

Версия для печати Отправить по электронной почте
Shel Shel вне форума 03.09.2015, 14:16
Рейтинг: ()

Заонежье 2015 [День 13]
оз.Сандал - о.Лычный


Утром погода была замечательная. Как оказалось, это был последний день с хорошей погодой. Быстро собрав лодки, плывем на остров Лычный. Плыть решили на двух лодках.


Вдалеке на острове виднеется Церковь Петра и Павла 1620г. Нам туда.






Причалив и пройдя немного по острову, поняли, что ошиблись местом. Чтобы попасть к церкви, пришлось плыть на другой остров, который был за этим.






Высадясь на берег, идем к церкви.

Немного из истории:
Деревня Лычный Остров расположена у северной оконечности озера Сандал в 40 км к северо-западу от г. Кондопоги. Своей достаточно широкой известностью она обязана знаменитой Петропавловской церкви, построенной в 1620 году на возвышающейся в центре острова горе, где некогда располагался Лычноостровский погост. Вокруг погоста группировалось несколько деревень, которые, еще в XV веке входили во владения новгородских бояр Марка Панфилова и Ивана Девятого и были приписаны к Шуйскому и Кижскому погостам Обонежской пятины

В 1478 году после ликвидации боярских вотчин здесь было введет но новое административное управление — Новгородское наместничество, а в 1571 году Обонежская пятина была отписана в опричнину. В писцовых книгах 1496 и 1563 годах упоминаются 4 лычноостровских поселения с починком, в которых был 21 двор. Крестьяне имели более 8 обеж пахотной земли, высевали 11 коробьев ржи и выкашивали 66 копен сена, а на "озеро Сандало длина пол-30 версты, поперег 3 версты" ловили "ряпуксу и всякую мелкую рыбу во все лето вотцы, а воде-: цы у них по 40 сажен, и сетми и удами"

Начало XVII века оказалось временем суровых испытаний для всей карельской земли, втянутой в войну со шведскими и польско-литовскими интервентами. В непосредственной близости от Лычного Острова в январе 1614 года происходили жестокие стычки между местным населением и "черкасскими" отрядами, пришедшими из Карельского Поморья после поражения под Сумским острогом. Интервенты попытались взять приступом Шунгский и Толвуйский деревянные остроги, сооруженные менее чем за 4 месяца под эгидой воеводы Богдана Чулкова и атаманов Томилы Анатольева и Ермолая Поскочина. Возможно, что в рядах защитников, а до этого и в роли градостроителей были жители с Лычного Острова, а также из окружавших его поселений. Но все попытки захвата заонежских острогов оказались тщетными и интервенты, сняв осаду, ушли под Олонец. Вместе с тем, не исключено, что отдельные отряды неприятеля заходили и в лычноостровские поселения, поскольку стояла зима, и озеро Сандал было сковано льдом. Возможно, что именно тогда могла быть полностью разрушена или частично повреждена, существовавшая ранее на погосте предшественница Петропавловской церкви, упоминающаяся в документах под 1583 годом.

Построенная всего лишь через пять лет после нашествия и ныне еще существующая Петропавловская церковь считается первенцем Прионежской школы шатровых храмов, к числу которых относятся Никольская церковь в Линдозере (1634.), Варваринская в Яндомозере (1656), рождества Богородицы в Гимреке (1659-1695) и Вознесенская в Типиницах (1761), а замыкает эту плеяду знаменитый Успенский храм в Кондопоге (1774). Однако не всегда Петропавловская церковь была такой, какой она предстает на рубеже ХХ-ХХ1 веков перед взором путешественников. Первоначально она состояла из шатрового столпа типа "восьмерик на четверике" с прямоугольным алтарем, перекрытым двухскатной крышей, а, судя по сохранившимся на западной стене главного помещения гнездам от слег, с запада к четверику церкви примыкали сени, по объему примерно равные алтарю. В середине XVIII века старые сени были разобраны и вместо них поставлены вместительная трапезная и новые сени. Тогда же была срублена и колокольня в виде высокого восьмерика на низком четверике [5, с. 55; 6, с. 82; 12, с. 69-70, 72, 131, 143].
Характеризуя предпосылки появления Петропавловской церкви, специалисты ранее ограничивались лишь простым перечислением более ранних построек типа "восьмерик на четверике" с шатровыми завершениями, таких как Никольская церковь из села Шуерецкое (1595) и Никольская церковь Муезерского Троицкого монастыря (1602), а также Богоявленская церковь из села Челмужи (1605). Однако не исключено, что на выбор общего объемно-планировочного решения Петропавловского храма повлияли архитектурные формы Шунгского и Толвуйского острогов, башни которых могли быть срублены "по образу и подобию" увенчанных высокими шатрами оборонных башен Сумского и Кемского острогов. Возможно, что Петропавловская церковь, возведенная в столь короткие сроки сразу после разорительного литовского нашествия, в действительности была просто надстроена с использованием остова своей предшественницы. Наконец, не исключена возможность влияния форм упоминающейся в 1563 году предшественницы Успенской церкви Кондопоге, которая, уже могла иметь к этому времени шатровое завершение.

Ликвидируя последствия шведского и польско-литовского нашествий и укрепляя аппарат власти на местах, правительство в 1624 году назначило в Заонежские погосты особого воеводу, а в 1694-1696 годах кижские крестьяне были приписаны к Олонецким заводам. В начале XVIII века Лычноостровское поселение входило в Олонецкий уезд, переименованный сначала в долю, а с 1719 года в Олонецкую провинцию, составлявшую часть Ингерманландской (Петербургской) губернии. После 1727 года Петровские заводы из ведения Адмиралтейства отошли к Бергколлегии, а Олонецкий уезд был включен в состав Новгородской губернии. Наконец, в 1784 году по указу Екатерины II Олонецкая провинция была преобразована в Олонецкую губернию, состоявшую из 8 уездов.

В 1785 году на озере Сандал побывал академик Н. Я. Озерецковский, направлявшийся "на Тивдовскую мраморную ломку, с которой мрамор привозят в губу Кондопагу и, в ней погрузя на галиоты, отправляют по Онежскому озеру в реку Свирь и так далее до Петербурга". Путешествуя по Сандалу, Н. Я. Озерецковский побывал в деревнях Нигостров, Тава-гора, Ерши, Матюков наволок и в Лычноостровском погосте "на острове Лычном, в пяти верстах от Тивдии лежащем". По словам путешественника "остров сей" был "длиною версты в четыре, а шириною инде на версту, инде на две. С северной стороны далеко внутрь оного простирается большая заводь или губа, которая ширину острова в том месте нарочито уменьшает. Кроме села Лычного находится еще на сем острове деревня Северною называемая, за которою по скату горы почти на самой земной поверхности много попадается амианта, незрелого асбеста и черного шифера большими глыбами". Поражаясь увиденному, Н. Я. Озерецковский отмечал, что "вся поверхность острова усыпана каменьями", но "несмотря на сие довольно на нем имеется пашни, и рожь каждый год очень хорошо родится. Старожилые на сем острове люди урожай хлеба приписывают тому, что мелкий плитник, которым там все пашни покрыты, защищает корень ржи и другого хлеба как от солнечного зноя, так и от холода летом случающегося, притом всегда сохраняет в земле нужную для питания хлеба влагу".

В 1873 году село "Лычное (Северный и Южный Конец) при оз. Сандалы" входило в состав Петрозаводского уезда второго стана, лежащего по левую сторону от тракта Петрозаводск-Повенец, и в нем насчитывалось 30 дворов, в которых проживало 204 человека (102 мужчины и 108 женщин — карелы, 2 мужчины и 2 женщины — финны). В селе имелись приходское училище и мельница, а на погосте стояли 2 православные церкви. Вокруг погоста на материке группировалось 5 поселений. На берегу озера стояли деревни Матюков-Наволок (Матюки) с 10 домами и часовней и Ершовская, в которой было 24 дома, часовня и мельница, а на сельге за Ершовской находились еще три поселения: "У Владимирской (эпос.: Конда и Ояжа)", "Ригой сельга (Тимой гора)" и "Ковкой-Сельга (Колчина-Сельга)", в которых имелся 61 дом и три часовни.

К 1892 году число дворов в Лычном Острове возросло до 34, и в них уже проживало 125 мужчин и 126 женщин. При этом к деревням Ершовская (Ершин-Эрясин), Владимирская (Конды и Ояжи), Ковкой сельга (Коукошельг) с Каягиной сельгой (Кайконшельг), Ригой сельга (Риихишельг) с Тимой горой (Тимоймяги) и Матюков наволок (Маттю-ниеми), в которых насчитывалось 108 домов с 927 жителями, добавился "выселок из деревни Лычнаго Кондий наволок" (Кондиниеми) с одним домом, в котором обитало 3 мужчины и 4 женщины. В 1905 году численность населения в деревне Лычный Остров достигла 260 человек, и в ней имелась школа и 37 жилых домов, в которых проживала 41 семья (130 м. п. и 130 ж. п.) и содержалось 52 лошади, 100 коров и 140 овец. На 1926 году деревня Лычный Остров уже входила в состав Сележского сельского совета Кондопожского района КАССР и в ней числилось 45 крестьянских хозяйств и 222 человека (105 мужчин и 117 женщин). В числе жителей деревни было 207 карел и 15 русских, А к 1933 году численность населения в деревне уменьшилась до 209 человек (95 мужчин и 114 женщин), которые все значились карелами.

Благодаря натурным исследованиям, собственным воспоминаниям (автор родился на острове в 1956 году) и сведениям, полученными от своих ближайших родственников, коренных жителей Лычного Острова — Н. И. Назарова (Назаркен) (1910-1986), который в 1950-70-х годах был председателем Сележского сельского совета, Е.Н.Медведевой-Назаровой (Кондиайжен-Назаркен) (1935 г. р.) и А. Н. Назарова (Назаркен) (1938 г.р.), а также А.Ф.Назаровой-Акуловой (Назаркен-Окулин) (1915-1998), уроженки деревни Владимирской, и П.И.Медведева (Кондиева-Конди-айжен) (1926 г. р.) из села Спасская Губа, автору удалось достаточно полно реконструировать планы лычноостровских деревень на период 1920-1960 годов и восстановить объемно-планировочное и архитектурно-конструктивное устройство большинства жилых домов, а также русские и карельские фамилии всех дворохозяев.
В это время в деревне Лычный Остров — Южный Конец (Кесикюля), расположенной у небольшой загубины на южной оконечности острова, существовало 20 жилых домов, 5 бань, 1 ригача, 1 зерновой амбар, а также построенные в период коллективизации конюшня и склад-амбар рыболовецкого колхоза "Ударник". Деревня имела смешанную планировку. В ней наличествовало два "ряда" домов, именуемые в среде местных жителей "верхней" (ближний к погосту) и "нижней" (южный) "улицами". Дома в рядах были направлены лицевыми фасадами Одновременно "на юг" и к озеру, а перед ними на пологом склоне разметались дома в более характерной для карельских поселений свободной (бессистемной) планировке.

Из 20 жилых домов южной деревни 13 построек было смешанной этажности и только 4 дома были полностью двухэтажными. Все постройки представляли собою дома-комплексы типа "брус" с линейной последовательной связью жилых частей и равношироких с ними двухэтажных дворов-сеновалов под общей двухскатной симметричной крышей. Все без исключения сараи-сеновалы домов-комплексов имели взвозы и были подперты сзади мощными столбами-устоями для замены быстро сгнивавших хлевов, расположенных на первом этаже в пространстве двора.
Среди домов-комплексов смешанной этажности 12 построек имели одноэтажные жилые части, стоявшие на высоких подклетах, и только крайний с запада дом имел жилище смешанной этажности. А у трех двухэтажных домов были красивые трехарочные декоративные балконы с резными высокими столбами и ажурным ограждением. В одном из этих домов (третий с запада во втором ряду) некогда родилась родная бабушка автора по отцовской линии — М.В.Медведева-Осипова-Чачина (Кондиайжен-Оськан-Чачан) (1898-1966). Планировка жилищ в И домах была достаточно традиционной — пятистенки с асимметричным продольным перерубом на высоких подклетах с сенями, имеющим внутренние одномаршевые лестницы для подъема на жилой этаж, только у двух домов была упрощенная планировка в виде изб-четырехстенков. На лицевом фасаде всех изб было по 3, а у горниц — по 2 окна. Стоявшие во внутренних углах изб духовые белые печи своими устьями были направлены к боковым стенам в сторону входа и имели рундуки-"каржины" для спуска в подклет, а горницы отапливались лежанками.
В свою очередь внешне схожая по планировке деревня Северный конец, имела свои особенности. В целом ее планировку можно было бы охарактеризовать как свободную, если бы не бросающиеся в глаза внешние признаки разнообразия в возрасте построек. Более старыми в свое время были дома, стоявшие в центре деревни и образующие небольшую, закрытую со всех сторон площадь, а дома, расположенный на южной и северной околицах, казались более молодыми. Последние были обращены лицом друг к другу и создавали своеобразные входные «протоулицы-кулисы», направляя пешеходов к центру деревенской площади. А явно свободную планировку имел лишь самый прибрежный фрагмент застройки с домами, стоящими параллельно берегу озер лицом "на юг".
Всего в северной деревне имелось 15 жилых домов, а перед входе в деревню со стороны погоста размещалась колхозная конюшня с не большой квадратной кормокухней. К западу от деревни у подножия скалы находились 2 деревенские ригачи и 2 зерновых амбара, а на берегу глубоко вдающейся с севера узкой озерной губы стояли 5 бань. Традиционную для карел внутреннюю планировку жилища в виде пятистенка с продольным асимметричным перерубом имели 14 построек (в том числе и стоящий на северном краю дом, в котором родился автор), и только 1 дом был с избой-четырехстенком и одноэтажным двором. Зато 3 дома-комплекса в деревне были двухэтажные, из числа которых особо выделялся дом П.В.Ульянова (Улляшун). Над его вторым этажом была устроена просторная светелка, на которую можно было попасть по лестнице из сеней. А окно светелки выходило на огромный декоративный трехарочный балкон, украшенный богатой резьбой. Дом был неимоверно велик. Только подпорные столбы, на которых покоился сарай-сеновал, имели высоту около 3 м и диаметр более 70 см, а в проемах двух дворовых и одних поветных ворот, казалось, могли свободно разъехаться двое саней.
В настоящее время всего в 4 км от деревни Тивдия, по сельге между Пяльезером и Сандалом, проходит крупная автомобильная магистраль федерального значения Санкт-Петербург-Мурманск, по которой в перспективе должны пройти международные туристические маршруты "Голубая дорога" и "Архангельский коридор" с выходом через Медвежьегорск, Повенец и Пудож к Каргополю, Вельску, Архангельску, Вологде и Ярославлю. А благодаря уникальным архитектурно-природным условиям и богатой истории, лычноостровские поселения могут занять достойное место в этих маршрутах, привлечь внимание потенциальных инвесторов и способствовать притоку дополнительных финансовых средств в экономику Кондопожского района. И возможно, этот край возродится вновь, как некогда вернулась к жизни Петропавловская церковь — жемчужина озера Сандал и лычноостровской групповой системы населенных мест.





Вокруг церкви видны остатки каменной ограды.

Деревянная церковь на подклете. Построена в 1620, первоначально представляла собой шатровую постройку типа восьмерик на четверике с прямоугольным алтарем и трапезной. Во 2-й пол. XVII в. - 1-й пол. XVIII в. шатровое завершение надстроено, позже сооружены отдельно стоящая шатровая колокольня и новая трапезная, стены обшиты тесом, в 1872 колокольня передвинута к церкви. В годы гражданской войны пострадала в ходе боевых действий, разрушен шатер, позже сломана колокольня. В 1951-1956 отреставрирована в формах XVIII в. (без колокольни). В настоящее время в сложном техническом состоянии, в 2003-2004 проведено укрепление конструкций сжимами. Древнейший из сохранившихся в Карелии шатровых храмов.




Сруб сильно подгнил.






Внутри сохранилось несколько фрагментов небес.


















Старое фото церкви:


Вид на озеро Сандал.


Возвращаемся в лагерь.


Вечером были сборы =) Последний день в Карелии. (флешмоб)





Когда стемнело, в гости опять пришел какой-то зверь. Шарился неподалеку от нас по лесу.

Все фото за день, с привязкой к карте: ТУТ

__________________
Коли вы свою машину порешили замонстрячить
То для бамперов возьмите швеллерочек потолщей.
А на кузов наварите слой рифленого железа
Пусть машина весит больше, так в болоте веселей!


Последний раз редактировалось Shel; 09.10.2015 в 19:12.
Просмотров: 4734
Закрытая тема

Теги
карелия, озеро сандал, остров лычный, русский север

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB code is Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Вкл.



Часовой пояс GMT +4, время: 08:57.


Tusomans.ru ® 2006-2020
vBulletin® Version 3.7.0.
Copyright ©2000 - 2020, Jelsoft Enterprises Ltd.
Перевод: zCarot
TUSOMANS RU


Добро пожаловать в туристический клуб “TUSOMANS”
“TUSOMANS” — это все, что связано с туризмом по России. Никакими словами нельзя описать всю красоту природы.
Ее надо видеть. Хотя бы на фотографиях на нашем сайте.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования