Старый 03.09.2015, 14:41   #1
14-29.08.15 - Заонежье 2015 [День 4]
 
Аватар для Shel
Shel
Tusoman репортёр
Регистрация: 17.11.2006
Адрес: Мёртвый город
Возраст: 36
Сообщений: 5,313

Версия для печати Отправить по электронной почте
Shel Shel вне форума 03.09.2015, 14:41
Рейтинг: ()

Заонежье 2015 [День 4]
Шальский - мыс Клим нос



Погода утром была отличная. Онежское озеро спокойное.

Позавтракав, мы (наш экипаж и Андрей) поехали дальше, остальные зависли на пляже на пару дней.

По этим местам мы еще толком не катались. Карелию все время проезжали мимо, по тому тут много чего для нас интересного)

Первая деревня по пути - это Брюхово.


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Построена и освящена в 1904 году на средства владельца лесопильного завода Федора Петровича Захарьева. Настоятель - иерей Яков Светлов.


Внутри ничего не сохранилось.



После Медвежьегорска идет асфальтированная дорога среднего качества.

В Батово замечаем придорожную часовенку.




Часовня Антипы, епископа Пергамского (между 1875 и 1900)

Цитата:
Часовня придорожная. Расположена в центре деревни, в окружении жилых домов, у транзитной автодороги. Постройка рублена из бревен в виде восьмерика, имеет шатровое покрытие. Шатер завершается главкой, установленной на восьмигранном барабане. Стены храма снаружи обшиты профилированной доской: в нижней (цокольной) части - в вертикальном направлении, в верхней - в горизонтальном. Часовня освещается двумя окнами, расположенными на южном и северном фасадах.

Цитата:
Раннее богатое декоративное убранство сохранилось фрагментарно и представлено профилированным карнизом, проходящим по всем фасадам на уровне основания окон, накладными дощатыми лопатками и резными кронштейнами на углах, подзором с контурной резьбой под свесами кровли, филенками и горизонтальным пояском на барабане главки. Часовня играет важную роль в формировании внутреннего пространства поселения, имеет историко-архитектурную ценность как нетипичный для Карелии хорошо сохранившийся вид культовой постройки.

Следующая деревня - это Паяницы. Паяницы - жилая деревня, входит в куст деревень Подгорская-Фоминская.

Тут стоит часовня Михаила Архангела (Памятник архитектуры федерального значения) построена на границе XVII-XVIIIвв. на скалистой гряде восточного берега Путкозера.

Храм клетского типа несколько раз перестраивался с изменением архитектурного облика; в настоящее время представляет собой двухчастную часовню, равновысокую, равноширокую, включает основное храмовое помещение и притвор, с запада над двухвсходным крытым крыльцом надстроена звонница.



Храмовая часть, притвор и звонница покрыты двускатной крышей с общим коньком. На крыше над молельней установлена главка с крестом.





Потолок в молельне сделан в виде 15-ти частного «неба». Звонница над крыльцом выполнена в виде крытого на два ската квадратного в плане балкона. Крыши крыльца и звонницы поддерживаются резными столбами. В интерьере часовни частично сохранились пристенные лавки, тябла иконостаса.





Последняя точка в этом направлении - это деревня Онежены.

На восточном берегу Путкозера находится деревня Онежены, в ней то, что осталось от крупной Церкви Параскевы Пятницы 1831 года постройки. Она расположена перед въездом в деревню, в поле, и хорошо просматривается с большого расстояния.

Церковь построена так называемым «кораблем», т.е. по трехчастно-осевой композиции: к молельному помещению с алтарем примыкает трапезная, а к ней с запада пристроена колокольня типа «восьмерик на четверике», от которой в настоящее время сохранилось только четвериковое основание, выполняющее роль притвора. Стены церкви рублены из сосновых бревен.



Помещения бывшей трапезной и храмовой части в соответствии с эстетическими взглядами середины ХIХв. объединены широким проемом лучкового очертания. На окнах сохранились кованые решетки. Наружные лестницы и крыльца не сохранились, утрачены завершения церкви и колокольни, интерьер храма, оконные и дверные заполнения.



Раньше вокруг церкви была ограда, но она не сохранились.
Цитата:
Сообщение от По берегам Онежского озера (1969г)
Двускатная кровля держится на опорах, странно напоминающих обобщенно переданную человеческую фигуру - образ, широко известный в крестьянском искусстве Севера. Напряженные, прогибающиеся очертания «рук» словно передают тяжесть лежащего груза. Этот мотив вызывает в памяти фигурные столбы в трапезной кондопожской церкви. Но здесь, в Онежанах, он
представлен в более простой и откровенной трактовке. Примитивная деревенская изгородь своими строгими прямыми линиями подчеркивает декоративность входа и архитектурную
выразительность его силуэта. Старинные ограды теперь уже мало где сохранились, поэтому памятник в Онежанах особенно ценен.


Онежены. Церковь Параскевы Пятницы. Фото 1942г.

После выезжаем обратно на дорогу и едем в городок Толвуя.
В Толвуе сохранилась Церковь Георгия Победоносца (между 1876 и 1878)

Цитата:
Этот каменный храм, расположенный в одном из крупнейших и старейших заонежских сел, в наши дни пребывает в совершенно запущенном состоянии. Впервые Толвуя упоминается в 1375г., заселение новгородцами началось в XII-XIII вв. Рядом с погостом - деревня Имичевская (Загубская), считающаяся родиной преподобного Зосимы, одного из основателей Соловецкого монастыря. В Толвуйском погосте находилась в изгнании инокиня Марфа Иоанновна, Великая Государыня Ксения Романова, мать царя Михаила Феодоровича – первого в царствующей династии Романовых.
С именем царицы связан еще один толвуйский топоним – целебный источник «Царицын ключ», из которого она, будучи хворой, брала воду. Само название «Толвуя» - карельское. В старину жители прихода назывались не толвуянами, а тальлянами, а это название от карельского слова «талви», что значит «зима», «север». Географическим противопоставлением звучит другой заонежский топоним - «Кижи», видоизменено из карельского слова «кеза»: лето, юг.
Толвуя была центром прихода, который в 1796г. насчитывал 2590 человек, и вторым после Шуньги торговым селом, жители которого отличались зажиточностью. В праздники женщины одевались в шерстяные или кашемировые платья. Многие жители были связаны с Петербургом, где занимались торговлей, отхожими промыслами, нередко в столицу отдавали детей для обучения в лавках и мастерских. Большинство домов на Погосте - двухэтажные пятистенки.
В 1863г. на Погосте одной из первых в уезде была открыта сельская приходская школа. В самой высокой точке полуострова, на котором расположено село, - «в наволоке» - в 1718г. стояли три деревянные церкви: «…святые Живоначальныя Троицы шатровая, об одной главе; другая …во имя святого страстотерпца Георгия, шатровая, о пяти главах; третья во имя святого Николая чудотворца, осмистенная об одиннатцати главах…». Даже судя по этим, весьма кратким сведениям, Толвуя имела величественный ансамбль.
К сожалению, церкви сгорели в 1722г. В 1751 на том же месте были построены две новые — Троицкая с приделом преп. Зосимы и Савватия и Георгиевская. Первая снова сгорела в 1794г. и через несколько лет была отстроена заново, но теперь уже с трапезной: «по примеру прочих церквей» и на основе «сочиненного при консистории плана» «об одной главе». Простояла она менее 100 лет, и после очередного пожара было решено построить одну каменную церковь - Георгиевскую, - на возвещение которой дали деньги богатые толвуйские крестьяне Захарьевы.
В 1878 новая церковь была освещена во имя Георгия Победоносца. Судя по проекту и фотографии, она была перекрыта сомкнутым сводом, увенчанным пятью деревянными главами. С запада к основному объему примыкала трапезная с притвором и колокольней над ним. Церковь была хорошо видна с противоположных берегов толвуйской губы. Храм и кладбище около него окружены валунной оградой.
Перед Великой Отечественной войной снесены главы с крестами, разрушена ограда. В советские времена здесь были клуб, библиотека. Георгиевская церковь представляет историко-культурную ценность как пример каменного храма периода эклектики, в архитектуре которого использованы композиционные приемы и формы барокко и классицизма.
Толвуяне вообще были религиозны, но религиозность больше ограничивалась внешней набожностью: они соблюдали посты и другие церковные установления и благочестивые обычаи христианина, считали должным помолиться на часовню, на церковь, на крест. Предки толвуян любили строить часовни в деревнях и ставить кресты на дорогах: потомки их поддерживали наследие предков и исправляли приходящие в ветхость часовни и кресты.
Но храм Божий большинство толвуян посещали редко, преимущественно в большие праздники - Пасху и Рождество Христово. В эти праздники храм был полон народа. Существует предание, что во время посещения Толвуйского прихода преподобный Игнатий, выйдя из храма и увидев много лошадей, поставленных на погосте, в серебряных сбруях, сказал окружавшим его крестьянам: «Ах, толвуяне, толвуяне! Сбруи-то на лошадях ваших серебряные, а святые иконы в храмах деревянные, без риз серебряных». Слова Архипастыря имели свою силу. Говорят, что с тех пор толвуяне стали украшать церковные иконы серебряными ризами и приличными киотами.






Рядом стоят и готовятся к установке купола с крестами.


Фото 1936г


Из Талвуи мы поехали искать место для ночевки.


Прокатались наверно часа полтора. Выездов к берегу нигде не было.

И когда уже почти отчаялись найти хорошее место у воды для ночевки, мы выехали на хороший песчаный берег.



Проехав чуть дальше, нашли замечательную площадку на самом конце мыса, там и разбили лагерь.


Прогулялся на самый кончик мыса




Мыс Клим нос.






В одном из камней вбит гол. Наверно раньше лодки привязывали.


На мысе все изрыто окопами.



Ксюха решила немного покопать в этом месте. Нашла кучу финских патронов, и финские пуговицы.


Пока все копали, прогулялся вдоль берега.







Пройдя с километр, вышел на отличный закрытый песчаный пляж. Попасть сюда можно только пешком или на лодке.

Вечером был красивый закат и сильный ветер. Но наверху на стоянке, среди леса, было очень комфортно. Ветра практически не было. Поужинав, мы легли спать.

Все фото за день, с привязкой к карте: ТУТ

__________________
Коли вы свою машину порешили замонстрячить
То для бамперов возьмите швеллерочек потолщей.
А на кузов наварите слой рифленого железа
Пусть машина весит больше, так в болоте веселей!


Последний раз редактировалось Shel; 11.09.2015 в 19:20.
Просмотров: 7297
Закрытая тема

Теги
батова, батово, брюхово, карелия, мыс клим нос, онежены, паяницы, путкозеро, республика карелия, русский север, толвуя

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB code is Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Вкл.



Часовой пояс GMT +4, время: 13:00.


Tusomans.ru ® 2006-2020
vBulletin® Version 3.7.0.
Copyright ©2000 - 2020, Jelsoft Enterprises Ltd.
Перевод: zCarot
TUSOMANS RU


Добро пожаловать в туристический клуб “TUSOMANS”
“TUSOMANS” — это все, что связано с туризмом по России. Никакими словами нельзя описать всю красоту природы.
Ее надо видеть. Хотя бы на фотографиях на нашем сайте.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования