Старый 19.05.2017, 14:55   #1
15-29.04.17 - Рисунки Русского Севера 2017 (День 5)
 
Аватар для Shel
Shel
Tusoman репортёр
Регистрация: 17.11.2006
Адрес: Мёртвый город
Возраст: 34
Сообщений: 5,218

Версия для печати Отправить по электронной почте
Shel Shel вне форума 19.05.2017, 14:55
Рейтинг: ()

Рисунки Русского Севера 2017 (14-29.04.17)
День 5


День 5 - Семеновская - Березник


Утром опять все было в снегу и дул холодный ветер.

Пока ветер был не очень сильный, запустил коптер.

Часовня Зосимы и Савватия Соловецких XVIIIв. в д.Семеновская.






Пока завтракали, снял небольшой timelapse.

Когда собирались уже уезжать, к нами прибежала местная собака с разноцветными глазами. Я попытался ее сфотографировать, но она так вертелась, что получилось снять всего лишь один глаз)


Выезжали через деревню Притыкинская (Берег).




Посмотрели Часовню Иконы Божией Матери Казанская 1909 года.

Деревянная часовня, обшитая тёсом, построенная в 1909. Четверик, завершённый малым восьмериком под шатром, с крыльцом. Закрыта не позже 1930-х, занята под склад. Входила в Пежемский приход. Отреставрирована в 1990, проводятся богослужения.

Чем дальше мы уезжали в сторону Архангельска, тем больше весна напоминала середину зимы)


В деревне Прилуки (Вельский район) наконец находим дом с рисунками.

Дом в д.Прилуки имеет необыкновенные росписи по фасаду. Также расписан был дом и внутри (филёнки шкафов, лавки, филенки дверей). На сегодняшний день эти росписи утрачены. А вот фасад дома по-прежнему привлекает взгляды.

Дом принадлежит семье Поповых. Построен примерно в середине 19 века (точная дата строительства не известна). Владельцами этого дома были Попов Егор Семенович и Попова Марфа Асекритовна, но строили этот дом родители Егора Семёновича. Дом был построен из лиственницы, обшит тёсом. Тип этого дома крестовой, а углы построены в чашу, что характерно для домов построенных на р.Вага. Стоит он на камнях. Тип строительства угро-финский (иначе его называют ещё старо-русским типом). Дом двухэтажный. Первый этаж высокий, на нем расположена нижняя изба - подклеть (слева) и теплый хлев для скота (справа). На втором этаже верхняя изба и «чистые половины» - горницы. На чердаке вышка или светёлка. Окно вышки выходит на лицевой фасад. Перед ним балкон с декоративным портиком. Балкон представляет собой подобие четырехколонного портика со своим фронтоном, прорезанным одной аркой.




Устройство балконов в богатых крестьянских домах явилось данью вкусам классицизма. Так называемое городское влияние проникало на север по самым оживленным трактам – среди них Московский тракт. Роспись находится на плоскости фронтона, подшивке балкона и свесов (выносов) кровли, на наличниках и ставнях. По двум сторонам балкона имеются изображения мифологических животных: льва и единорога.




Почему именно этих животных изображали на домах, есть несколько версий.
В северных сказках лев – преданный человеку друг, служащий ему верой и правдой. Часто в народных русских росписях лев более похож на собаку, чем на хищного зверя. Изображались они стоящими на задних лапах, с поднятыми передними, а также стоящими или лежащими в геральдической композиции по сторонам "древа" или цветов в вазоне с грозно поднятой лапой.

Единорог – конь с рогом на лбу – также встречается в северных росписях. Как правило, он изображается стоящим на задних ногах. Самые ранние сведения о нем и его изображения относятся к ХV в. Единорог (он же индрик или инрог) – мифическое животное, образ которого, может быть, возник под воздействием восточных культур. Носорог и конь соединились в образ одного зверя – единорога, причем по преданию он был наделен особой силой, способной поражать злых людей и еретиков. По другим легендам единорог – могущественное неведомое божество, становится царем подземного царства. Чаще всего единорог и лев располагаются на фасаде по сторонам вазона или дерева, иногда в позе схватки, символически воспроизводя борьбу светлых и темных сил, дня и ночи. Чаще всего эти фигуры встречаются в росписях Поважья.

Второй момент. Лев и единорог - как обереги от злых духов. Лев, например, имел охранительный смысл, а единорог символ Христа.




И ещё одна гипотеза гласит, что лев является символом богатства, золота, благополучия и процветания. Единорог же символизирует благородство, храбрость и мудрость.

Или вот ещё, лев является символом солнца, а единорог символом луны. В любом случае оба эти мифологические животные – защита дома и его жителей от всего недоброго, символ процветания рода и благополучия.


Вокруг балкона и на арках шахматный рисунок, поверх которого роспись (цветочный орнамент). Он выполнен в яркой гамме контрастных цветов: синего, красного, зеленого, белого, желтого. Сейчас четко можно проследить лишь два цвета – красный и зелёный. Рисунок вихреобразный, многоцветный. Его цель - создать образ «прекрасного и доброплодного сада» — идеал крестьянской жизни. Еще одним украшением дома была резьба. Резные ставни окошечек на втором этаже и окна светелки, а также резной карниз по самому дому и по балкону разные. Выполнены все с разным узором, что ещё больше привлекает внимание и заставляет удивляться выдумке авторов всего этого простого крестьянского великолепия.




Немного и о самой семье.
Цитата:
Сообщение от velsknews.ucoz.ru
Первый хозяин дома Попов Семён. Дом строил он для своей семьи. Идея расписать дом принадлежала ему. У Семёна было двое сыновей Петр и Егор. Старшего сына отец отделил. Им был куплен недостроенный дом в начале Прилука. Петр со своей семьей (сам, жена, пятеро детишек) выехал. По словам его снохи Поповой Валентины Ивановны (проживающей в д. Прилук сейчас) Петр Егорович долго обижался на отца, мол, отселять надо было младшего сына. Да и детей больше было у Петра. Ютились в зимовке. Перед был не доделан.

В доме остался Егор с семьей и родителями. Ему же по наследству и отошёл дом. Семья Попова Семёна была зажиточной, работящей. Они держали большое хозяйство, скот: коров и коней. Занимались земледелием. Работы сменялись в соответствии со сменой времени года: весенний сев, сенокос, уборка зерновых, осенний сев, молотьба. Работы велись вручную. Для этого имелся свой инвентарь, большая часть которого изготавливалась, кроме железных деталей, самими хозяевами. Кроме земледелия были и побочные приработки. Работали на лесохимии и на сплаве леса. В годы коллективизации были вынуждены, как и многие отдать скот в общее коллективное хозяйство. Тогда же они лишились и построек за деревней. Все они стали принадлежать колхозу «Заря Свободы», созданному в 30-е годы из единоличных хозяйств Прилука. В этом колхозе трудилась вся семья Поповых. Из скотины в каждой семье оставлено было по корове. Одна коровушка в таком большом дворе!

В общем хозяйстве, по воспоминаниям старожилов села, трудились так: землю обрабатывали конными плугами, жали и молотили вручную. Урожай распределяли следующим образом: после засыпки семенного фонда, страхового и сдачи обязательных поставок государству оставшуюся часть распределяли между колхозниками по трудодням. Выходило очень мало. Молоко от общественного стада сдавали государству, возили на маслозавод в д. Пайтово. Сдавали государству и часть молочка от коров, находящихся в личном пользовании. Постепенно семьи беднели, голод бывал в них частым гостем. Калечилось сознание людей, исчезала вера в хорошее. И только дома оставались напоминанием некогда хорошей жизни.

Егор Семенович старался, работал. Высокий, крепкого телосложения он был с детства приучен к любому труду. При нем порядок в доме поддерживался, и уход за домом был хороший. Вместе с женой Марфой Асекритовной они вырастили двоих детей: сына Александра, 1928 года рождения и дочь Татьяну, 1940 года рождения. Егор Семёнович умер раньше своей жены. Марфа Асекритовна дожила до 80 лет. Как рассказывают её родственники, до самой смерти у неё не было ни одного седого волоска. Впоследствии сын Александр жил здесь в доме, работал на сплаве леса. Жил он одиноким, семьи не имел. Здесь он и умер. Дочь, окончив Вологодское медицинское училище, проработала всю жизнь в больнице п. Ровдино. Её сейчас тоже нет в живых. Дом затем был куплен соседом Поповых Поповым Николаем Ивановичем. Николай Иванович произвел в доме небольшой ремонт. Обколотил стены в верхней горнице, поправил обе печи (они глинобитные). Ну и уничтожил «весь хлам». Под хламом подразумевался домашний скарб семьи. Когда я со своими одноклассниками посещала этот дом Николай Иванович и водил нас. Услышав слова об уничтожении «хлама» мы даже оцепенели. Ведь не осталось абсолютно ничего об этой семье. Ни фотографий, ни документов. Да и вещи из него, несомненно, были бы интересными для нас, но увы…

Николай Иванович заботился по-своему о сохранении дома. Он хотел подправить двор ( двор разрушается), забрал окна досками от воров. Мечтал, что в доме летом будет жить сын с семьей. Несколько лет назад Николай Иванович тоже умер. На данный момент дом бесхозный.

Вот, пожалуй, и всё, что осталось нам в память от дома Поповых.
В следующей деревне Луневская тоже есть дом с рисунками.


Дом, принадлежавший Дмитриевым, был двухэтажным. Скорее всего, хозяин тоже был из зажиточных крестьян. Об этом говорят размеры дома и усадьбы. С выдумкой выстроенный, он имел центральный вход и по обе стороны 2 избы. Ну и конечно главным украшением огромного красавца дома были росписи на фронтоне и портик с четырьмя колоннами. Позволить себе украсить подобным образом дом мог далеко не каждый.

Дмитриевым имел двух сыновей Константина и Ивана. Когда братья выросли, они разделили отцовский дом на две части. Произошло это, по словам местных старожилов в результате конфликта. Был это конфликт личного характера, или семья просто пыталась уберечься от раскулачивания, как многие семьи в ту пору, отделявшие детей, разрушая крепкие хозяйства на несколько, не ясно. Но тот факт, что жившие в основном доме хозяева, проживающей в доме в 60-е,70-е годы, не общались с хозяевами второй половины дома, подтверждает наличие конфликта.

Раздел дома произошёл примерно в 30-е годы. Задняя часть со всеми постройками досталась Константину, а переднюю часть дома с росписями забрал себе Иван. Уехала половинка дома совсем недалеко, через дорогу.

После раздела и переезда на новом месте появился не двухэтажный красавец дом, а одноэтажный. Было убрано 7 нижних рядов. Этому свидетельствует номера, написанные на бревнах дома Ивана.

Передняя часть дома была украшена росписями и балкончиком, за которым располагалась светёлка. Иван перевез перёд дома приблизительно в начале 20 века. В основном доме жил Константин с дочерями Александрой и Анисьей.

Росписи выполняли братья Петровские из соседнего села Благовещенское. Дом Поповых (в деревне Прилуки) украшали те же мастера и примерно в то же самое время. Вот некоторые доводы в подтверждение сказанного.

На фасаде домов изображены лев и единорог. В обоих случаях лев слева, единорог справа. Похожи оба изображения, разница лишь в том, что у Поповых лев и единорог изображены в фас, а у Дмитриевых в профиль. Думаю, что это было сделано специально, чтобы как-то по-разному выглядели росписи, не копировали друг друга. У льва на доме Дмитриевых высунут красного цвета язык, у Поповых лев оскалил зубы.
Одинаковые травяные узоры на стене над окном светёлки у обоих домов.







Ближе к концу деревни стоит неизвестная часовня XX века.

Выезжаем обратно на М8 и едем в деревню Чурковская. Там доживает свои дни Алешкин дом. Но, к сожалению, мы в эту деревню не попали, не было моста через реку.










С другой стороны тоже подъехали мужики на буханке, постояли, посмотрели и уехали обратно.

Алешкин дом - получил свое название в честь главы семейства, проживавшей в этом доме во второй половине 19 века, Алексея Ивановича Петровского. Петровские - известные в то время "маляры", т.е. мастера росписи.
Сам сруб был срублен в конце 18 века, в 186х годах сруб перебрали, после чего фасад дома и внутренний интерьер были расписаны хозяевами.

Вот что сейчас от него осталось:


Фото 2015 года

Жаль конечно, что так и не удалось его увидеть, чувствую еще пару лет и рисунков уже совсем видно не будет.

Заехали в д. Демидовская (Нижняя Пуя).

Церковь Иконы Божией Матери Владимирская 1794г.
Деревянная церковь, обшитая тёсом, на высоком подклете. Построена в 1794-1795 и перестроена в 1881-1882. Двусветный четверик с повалом, завершавшийся главкой (возможно - грушевидным куполом важского типа ?), с пятигранной апсидой, небольшой трапезной и многомаршевым крыльцом. Закрыта не позже 1930-х, венчание разобрано. Пустует.





Рядом стоит дом, возможно когда-то на нем были рисунки.





Потом пробрались в деревню Боклачевская. Дороги везде не чищены, да и в деревне пару челок всего живет, было немного страшновато, т.к. неизвестно что-там под снегом.



Тут стоят две деревянные церкви
Церковь Рождества Христова 1769г.

Деревянная двухэтажная церковь, обшитая тёсом. Построена в 1769 г., на нынешнее место перевезена в 1875-1877 гг. Основной объём - двусветный четверик, первоначально имевший шатровое завершение, с широким пятигранным алтарём и трапезной, над трапезной поставлена восьмигранная колокольня под куполом. Вверху престол Варлаама Важеского (до 1870-х гг. там же имелся Власьевский престол), внизу Христорождественский. Венчание основного объёма разобрано. Пустует, требует ремонта.




Внутри




Рядом стоит Церковь Рождества Пресвятой Богородицы 1794г

Деревянная однопрестольная церковь, обшитая тёсом. Построена в 1794-1795 гг., позже ремонтировалась. Четверик с пятигранным алтарём и небольшой трапезной, завершался "кровлей дуговой на два ската", с одной главой. Закрыта не позже 1930-х гг., венчания сломаны, устроена общая двускатная кровля. Пустует, требует ремонта.



Внутри.



И хоть с Ваги дул приличный ветер, одну фотку с коптера я все-таки сделал.

В это время к нам подошел местный дедок и попросил скинуть ему фотографию, отказать не могли) Рассказал нам, что тоже любит фотографировать, и очень красивые виды открываются с колокольни летом.
Ну а мы едем дальше....

Следующая деревня - Осиновская. Тут пришлось подключать полный привод. Деревня, видимо, оживает только летом, сейчас же был глубокий снег. В конце деревни стоит Часовня Сошествия Святого Духа 1908г.


Деревянная часовня, обшитая тёсом. Построена в 1908 в деревне Усть-Паденьгского прихода. Одноглавый четверик под четырёхскатной кровлей, к которому с запада примыкает притвор, над притвором поставлен ярус звона, завершавшийся шпилем. Ремонтируется с сер. 2010-х.




Река Вага потихоньку освобождается от льда.






Погода сегодня прям радует.


Церковь Иоанна Предтечи в Литвино 1780г. (Никольский Погост)

Храм был построен в 1781-1782 гг и первоначально находился на правом берегу р. Ваги недалеко от Шенкурска. В 1866 году он был перенесен на левый берег.
28 июня 1872 года освящен престол во имя Крестителя Господня Иоанна Предтечи.
23 июня 1873 года освящен придельный престол во имя святителя Николая Чудотворца.
В 1879 году в восьмерике храма устроен придел во имя святых апостолов Петра и Павла.




В плане на сегодняшний день осталась последняя деревня Корбала, едем туда.








Церковь Димитрия Солунского 1903г.



Церковь великомученика Димитрия Солунского построена в 1903 г. Была приписана к Вознесенской церкви Ямскогорского прихода.

В советские годы в здании размещалось зернохранилище; в 2005 г. ее начали восстанавливать.




Деревня Корбала.


Солнце потихоньку содилось и мы начали искать место ночевки.


И опять съезда в лес нигде нет и снега по колено.

Начали обзванивать гостевые дома, практически все в зимнее время не работают.



Пришлось ехать в соседний район, в Березник, там как раз была пара гостиниц. На место приехали, когда уже практически стемнело.



Заселились в гостиницу, которая была на самом берегу Северной Дивны, гостиница неплохая, есть все, душ, тв, холодильник, но вот слышимость просто ппц какая. Но увы, другого варианта не было, с удовольствием переночевали бы на природе, но не нашли места. Но и тут есть плюсы - можно помыться =)


Все фото за день можно посмотреть ТУТ

__________________
Коли вы свою машину порешили замонстрячить
То для бамперов возьмите швеллерочек потолщей.
А на кузов наварите слой рифленого железа
Пусть машина весит больше, так в болоте веселей!


Последний раз редактировалось Shel; 08.06.2017 в 15:02.
Просмотров: 713
Закрытая тема

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB code is Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Вкл.



Часовой пояс GMT +4, время: 23:17.


Tusomans.ru ® 2006-2017
vBulletin® Version 3.7.0.
Copyright ©2000 - 2017, Jelsoft Enterprises Ltd.
Перевод: zCarot
TUSOMANS RU


Добро пожаловать в туристический клуб “TUSOMANS”
“TUSOMANS” — это все, что связано с туризмом по России. Никакими словами нельзя описать всю красоту природы.
Ее надо видеть. Хотя бы на фотографиях на нашем сайте.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования